Готический стиль в архитектуре

Готический стиль в интерьере

По сравнению с любым дизайном готический стиль в интерьере отличает масса преимуществ: неповторимость, оригинальность, таинственность. Однако он, как говорится, на любителя, ведь в нем преобладают только темные тона с доминирующим черным цветом, который часто разбавляют бордовым и фиолетовым. Намного реже могут встречаться детали салатного, розового и белого цвета, однако вводятся они не для ублажения глаз.

Лишь человек, по-настоящему очарованный атмосферой готического стиля, захочет создать подобный интерьер в своем жилище с неповторимостью и некоторой мрачностью. Хозяин таких пенатов даже в самой смерти находит что-то романтическое.

Лучше всего такой интерьер воплощается в масштабных строениях и на больших площадях

Готическому стилю не место в малометражной квартире, ведь создание подобного дизайна нуждается в пространстве. Поэтому лучший вариант для него — загородный дом или элитная квартира.

Однако, хотя этому стилю необходима большая высота помещения, его приверженцы умудряются воплощать такой дизайн и при не очень высоком потолке стандартного жилья.

Комната в готическом стиле должна бы создаваться из тех материалов, которые использовались древними готами, а это натуральное дерево и камень, обработанный нарочито грубо. Но не все будут применять подобный оригинальный материал, превращая свой дом в средневековый замок. Поэтому вполне допустимо использование искусственных аналогов. Светильник в готическом стиле отлично подойдет для создания средневековой атмосферы. Особого внимания требует подсветка, а также световые эффекты, при помощи которых можно создать особую таинственность, присущую готике.

КухняТуалетный столик с зеркалом. Подсвечник добавляет колорита

Еще одна отличительная черта готического интерьера — использование окон, направленных вверх, а также аналогичных арок. Декором могут послужить ажурные башни и орнаменты в готическом стиле, которые наполняют атмосферу помещения величием и изяществом. Окна украшают орнаментом или витражом.

Для получения гармоничной картины следует уделить должное внимание готической мебели. Это может быть буфет на высоких ножках, двустворчатый шкаф с филенками, массивная кровать и стулья с высокими спинками

Удачно вписывается в подобный интерьер и мебель из дерева, украшенная резьбой. Этот интерьер выходит тяжеловесным: хотя он дополняется множеством изысканных элементов, но все равно воспринимается несколько грубовато. Часто в нем, кроме окон, даже двери делают в готической стилистике.

Для придания потолку «готического» вида можно использовать лепнину, эффект свода, открытые стропила. Аксессуарами могут служить скульптурки разных мифических созданий, львов, картины, рыцарские доспехи и драпировки.

Конечно, полностью передать интерьер древнего замка почти невозможно. Но ценители готики могут использовать и просто элементы стиля, способные придать чертам дома готическую возвышенность.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:


контрфорс
вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую
часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору,
связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей
стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от
сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной,
ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к
основанию;


аркбутан
наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора
от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами
основного объёма здания;


пинакль
декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным
фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на
уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.
Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана,
чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко
утяжеляли свинцом;


нервюры
(фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов
позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также
называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку
свода.


Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории
бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды
готического собора:


масверк
— готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого
построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников
либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким
рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.


Вимперг — (нем. Vimperg)
– высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и
оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной
или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными
пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).



Трифорий
  —
невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной
Европы
,
расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы
 от
среднего.


__________________________________________________________________________________________

Родиной
готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического
стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который
в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени.
Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван
символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за
Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской
Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика
аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор
Парижской Богоматери в Париже:

В каждой
европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно
выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле

Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org

Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru

Черный готический домИсточник i.pinimg.com

Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net

Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com

Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net

Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com

Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com

Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua

Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com

Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com

Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com

Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Готический стиль в архитектуре: история

Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.

Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.

По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов ( у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье 

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили».  Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый  из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Неоготика XIX века. Дворцы, замки, жилые интерьеры

В области жилых зданий (дворцов и замков), во всей Европе доминировал стиль историзм, а готика была одним из его направлений. В оформлении фасадов готика так и не стала популярной, таких зданий нет, но с интерьерами всё было иначе. Состоятельные владельцы старых замков, когда реставрировали (или строили) свои поместья оформляли различные помещения в различных стилях. В любом богатом имении обязательно присутствовал готический интерьер в одной или нескольких комнатах.

Галерея — главный гостевой зал в замке Струберри Хилл

Первое здание, которое напомнило о красоте средневекового стиля – поместье Строуберри Хилл в пригороде Лондона. Дом построил, в конце 18 века, богатый аристократ Гораций Уолпол, который любил чудачества. Интерьер он разработал (точнее сказать придумал) сам, взяв за основу внутреннее убранство капеллы Вестминстерского аббатства и некоторых английских храмов.

Главный зал Замка де Хаар, большая гостиная

Чаще всего в неоготическом стиле оформлялось одно или несколько помещений. В замке де Хаар архитектор спроектировал большой готический холл, основой которого стала планировка католического собора. Большое пространство в центре было окружено несколькими уровнями галерей (клуатров), украшенных резными орнаментами и скульптурами.

Крупнейшие постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , 1892-1812 гг., Нидерланды
  3. , 1849, Англия
  4. , 1846-1858 гг., Чехия
  5. , 1874-1878 гг., Индия, пример смешения английской неоготики с индийскими архитектурными традициями
  6. Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., Россия

Общие признаки: 1) только несколько комнат в здании оформлялись в готическом стиле; 2) вместо традиционной каменной резьбы применялось дерево или другие альтернативные дешёвые материалы; 3) традиционные католические элементы отделки были переработаны на светский манер, благодаря чему появилось много новых вариантов декора; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Устройство готического собора

В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.

На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.

Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены

В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.

Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.

Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)

Соборы готического стиля

У собора происходят важнейшие события. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Размеры пытались рассчитать так, чтобы в случае необходимости здание могло вместить все взрослое население города. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Но большой собор был большой роскошью не только потому, что на него уходило много материала и на его строительстве работало много людей, а еще и потому, что занимал много места.

Собор Парижской Богоматери. Западный фасад

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года.  На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

Страсбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире.  Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти:  разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Готические сооружения Германии и Испании

Готика в Германии развивалась под прямым воздействием Франции. Среди самых значимых сооружений исследователи выделяют Часовню Святого Варфоломея, Кёльнский собор, Церковь Святого Михаила в Нижней Саксонии. Постепенно готический стиль в Германии приобрел мощь и собственные характерные черты.

ФОТО: ucarecdn.comКёльнский собор занимает третье место в мировом списке самых высоких церквейФОТО: incomartour.com.uaКёльнский собор внутри украшен капителями и большими оконными проёмами

Искусство орнамента было принесено в Испанию арабами. Среди крупнейших готических построек в Европе – кафедральный собор в Толедо. Основание собора было заложено в 1227 году. Особенность сооружения – пять нефов и элементы французского готического стиля.

ФОТО: cdn.pixabay.comМюнстерский собор в Ульме перестраивался несколько раз и был восстановлен окончательно лишь в 1956 годуФОТО: aristeya.com.uaБургосский собор в Испании является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Уоткин 1986 , стр. 126–128.
  2. ^ a b c Готическое искусство в Британской энциклопедии
  3. ^ Renault и бездельничать 2006 , стр. 36.
  4. ^ Renault и бездельничать 2006 , стр. 33.
  5. ^ a b Уоткин 1986 , стр. 127.
  6. ^ a b c d Уоткин 1986 , стр. 128.
  7. ^ a b Западная архитектура в Британской энциклопедии
  8. Перейти ↑ Mignon 2015 , p. 10-11.
  9. Le Guide du Patrimoine de France (2002), стр. 53
  10. ^ Renault и бездельничать 2006 , стр. 33–35.
  11. ^ a b c Mignon 2015 , стр. 16–17.
  12. Перейти ↑ Mignon 2015 , p. 14.
  13. ^ Watkin 1986 , стр. 129.
  14. Перейти ↑ Mignon 2015 , p. 67.
  15. ^ a b c Mignon 2015 , стр. 18–19.
  16. Encyclopédie Larousse on-line, «Le Premier Art Gothique» (получено 3 мая 2020 г.
  17. ^ а б Миньон 2015 , стр. 30–31.
  18. ^ Watkin 1986 , стр. 108–109.
  19. ^ Watkin 1986 , стр. 143.
  20. ^ a b Уоткин 1986 , стр. 143–144.
  21. ^ «Когда началась работа над сводом восточной части хора, Уильям был выведен из строя из-за падения с эшафота. Он, вероятно, продолжал руководить работой со своей кровати, но это было непрактично, поэтому он сдался и вернулся в Франция, где он умер ». Вильгельм Сенский в Британской энциклопедии
  22. ^ Watkin 1986 , стр. 144–145.
  23. ^ a b c d e Уоткин 1986 , стр. 145.
  24. ^ a b Уоткин 1986 , стр. 147.
  25. ^ Watkin 1986 , стр. 146.
  26. ^ Ducher 2014 , стр. 40-43.
  27. ^ a b Готическая архитектура в Британской энциклопедии
  28. ^ a b c Ducher 2014 , стр. 42.
  29. ^ Watkin 1986 , стр. 126–127.
  30. ^ Curl, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен (2016). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 527. ISBN 978-0-19-967499-2.
  31. ^ Acland, Джеймс Х. (1972). Средневековая структура: готический свод . Университет Торонто Пресс. С. 134–135. ISBN 0-8020-1886-6.
  32. ^ Ducher 2014 , стр. 54.
  33. ^ витраж в Британской энциклопедии
  34. ^ Отдел средневекового искусства и монастырей. « Витражи в средневековой Европе ». В Хейльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
  35. ^ a b Trintignac & Coloni 1984 , стр. 44–45.

Ранняя английская готика: интерьеры

Интерьеры ранней английской готики отличались от французских более широкими пролетами арок и большей склонностью к использованию горизонтальных линий. Величественные соборы и церкви этого периода имеют плавные удлиненные формы, причем линии в равной степени увлекают взгляд в горизонтальном и в вертикальном направлении. Интерьеры не воспринимаются как единое целое. В плане они членятся на отдельные части. Нет единства и в деталях декора. В интерьерах используется большое количество колонн, часто сделанных из мрамора или другого роскошного камня. В поздний готический период широко использовали нервюры как декоративный элемент.

Собор. Линкольн

Собор в Линкольне, строительство которого было начато в 1192 г., является одним из лучших в ранней английской готике. В нефе, показанном на иллюстрации. доминируют горизонтали. подчеркнутые широкими пролетами, отсутствием высоких колонн, ребрами свода. В северном трансепте собора стволы колонн несут капители с глубоко прорезанным лиственным орнаментом. Некоторые капители без орнамента.

Опоры собора в Линкольне характерны для ранней английской готики. Они украшены пучками тонких колонн из мрамора. Колонны с резьбой вверху и внизу. Широкие пролеты аркады центрального нефа и трифория собора в Линкольне подчеркивают его горизонтальную протяженность. Орнамент, называемый «собачий зуб», на самом деле представляет собой цветок с четырьмя лепестками, в центре которого расположен заостренный выступ.

СЛИЯНИЕ ШКОЛ В ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ГОТИКИ

Мы проследили отдаленные проявления готической архитектуры; возвратимся к странам, где она зародилась, и вернемся к XIV в., т. е. к той эпохе, когда маленькие сеньории начинают объединяться в крупные феодальные государства. До тех пор архитектура в своих местных вариантах как бы представляла отображение феодальной раздробленности; когда же провинции объединились в национальные государства, эти различия стали стираться, и во Франции осталось всего лишь две архитектурные школы: северная, олицетворявшая готическую традицию, и южная, в которой частично жила римская традиция с ее соборами в Альби и Родезе.

Англия с XIV в. также начинает приобретать это единство метода и стиля; в Германии установились свои типы. Начиная с конца XIV в., в Европе сложились великие национальности, и в искусстве не существует никаких других границ, кроме национальных.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Лучистая готика

Лучистая готика (фр. le gothique rayonnant) – направление французской готики, которое характеризуется набором декоративных оформительских приёмов на ранней стадии стиля. Если «ранняя» и «высокая» предполагают конкретный временной отрезок, то «лучистая» — это альтернативная классификация подразумевающая декор. Французы относят этому течению почти все постройки до середины XIV века (включая первую церковь Сен-Дени).

Также используют термины: лучезарная готика, сияющая, стиль районат.

Роза в капелле Сент-Шапель напоминает лучи солнца

Признаки: 1) выраженная и подчёркнутая вертикальность и устремление вверх; 2) линии колонн продолжаются на сводах, подобно лучам; 3) орнамент круглого окна (розетка), также ассоциируется с лучами, расходящимися от центра; 4) орнаменты на других окнах в виде цветков символизируют солнце; 5) благодаря большому количеству витражей помещение наполнено разноцветными лучами света.

Главной постройкой в стиле лучистой готики является . Несмотря на то, что в очень многих церквях и соборах имеются признаки лучезарного стиля (не только во французских), Сент-Шапель – это эталон.

Потолочные своды и витражи Сент-Шапель

Часовня Сент-Шапель была истинным архитектурным шедевром своего времени. На фото видно, что опорные колонны подобно лучам устремляются в высь и органично переходят в потолочные нервюры, а оконная круглая розетка напоминает солнечный диск. Также, в постройке было впервые применено сплошное остекление, стены буквально составлены из стекольных витражных конструкций.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

ОЧАГИ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В XII ВЕКЕ

Если мы на карте окинем взглядом великие памятники готической архитектуры, воздвигнутые в XII в., то увидим, что они группируются вокруг общего центра — центра возникающей политической власти *.

Примечание: Здесь у Шуази неточность. В центральной Франции королевская власть смогла стать таким центром разве только в XV в. В изучаемую эпоху, характеризующуюся ростом коммун и рядом социальных движений, характерною является «борьба за горожан», стремление королей Иль де Франса опереться на город в своем соперничестве с окрестными феодалами. См. Лависс и Рамбо, История Франции, 1892

Отдельные элементы могут быть местного происхождения, но толчок к их развитию всегда исходит из центра. В самом Париже мы видим собор Парижской Богоматери, Сен-Жермен де Прэ, Сен-Мартэн де Шан; в непосредственном соседстве — Сен-Дени, Пуасси; в значительном отдалении — Санлис, Нуайон, Сане, Сен-Жермен; еще дальше от центра — собор в Бурже, собор Богоматери в Шалоне, хоры Сен-Реми в Реймсе и в Монтье ан Дэр, три родственные церкви в Лаоне, Брэне и Музоне и близкую к Нуайонскому собору церковь в Турнэ.

Круг, описанный радиусом в пятьдесят лье (показанный на карте), включает если не все вообще готические церкви первого периода, то по крайней мере все те, в которых первоначальное готическое искусство наиболее ярко выражено. Основная черта, отличающая грандиозные сооружения XII в. в этом районе, заключается в системе уравновешивания, основанной на передаче распора.

Очерченный нами круг — это зона архитектуры, применяющей систему аркбутанов; этот тип распространяется от центра к периферии, из центра он исходит приблизительно в 1130 г. и достигает периферии около 1200 г. Хор в Везлэ находится у самой границы, и в 1206 г. постройка его еще не была закончена.

Здесь кончается тот архитектурный район, где строительные конструкции являются прямым следствием применения аркбутана. Повсюду за пределами этой области архитекторы XII в. не решаются вступать на новый путь, опасности которого они предчувствуют. В Нормандии, во время ремонта нефа в церкви Сент-Этьен в Кане, пытаются заменить аркбутаны цилиндрическими сводами. В Бургундии цистерцианская архитектура пытается применять компромиссную систему аркбутанов, скрытых под крышей.

Анжу и Пуату, которые приняли готическое убранство, по-видимому, в середине XII в., избегают применения аркбутана, придерживаются византийской системы уравновешивания и подчиняются условиям, вытекающим из применения непосредственных опорных элементов для сводов. Именно попытки избежать применения аркбутана приводят в этих областях к появлению смешанного типа архитектуры — полувизантийского и полуготического, образцом которого может служить собор в Анжере.

Светские постройки: замки, дворцы, особняки

До XIV века готические жилые здания были крайней редкостью, так как стиль развивался исключительно в рамках христианской католической архитектуры. Только в поздний период готический декор и некоторые другие элементы постепенно начинают использоваться в жилых зданиях.

Дворец правосудия в Руане

Наиболее значимые постройки:

  1. в Авиньёне, резиденция Папы Римского;
  2. Дворец Жака Кёра в Бурже, личные особняк казначея короля и торговца;
  3. Дворец правосудия в Руане, XVI в.;
  4. Особняк Клюни в Париже, XIV в.
  5. Шато Этилан, XV-XVI вв., особняк построил Луи Пикард, судебным пристав города Труа, Нормандия

Шато Этилан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector