Устремлённый и одухотворённый

Содержание:

История готического стиля

Конечно же, все началось с архитектуры. Готический стиль в архитектуре берет свое начало в 1150 году во времена Средневековья, когда он стал основным стилем в Европе при проектировании зданий соборов, церквей и замков. В то время он был еще известен как «французский стиль», но широко применялся не только во Франции, но и в средневековой Англии, Италии и по всей Европе.

Часто термин «готический викторианский интерьер дома» заставляет людей представлять жуткие, дряхлые особняки с черными стенами и окнами с тяжелыми шторами, закрывающими любой свет, темные стены, тяжеловесную резную мебель, массивные люстры на высоких потолках. Но на самом деле викторианская готика внутреннего интерьера, которая берет свое начало много позже готического архитектурного стиля — с 1740-х годов, отличается красивыми и замысловатыми конструкциями и элегантными элементами дизайна.

Еще позже — в 19 веке — дизайнеры оживили и облегчили готические мотивы и создали неоготический стиль и в архитектуре, который должен был сохранять основные правила готического стиля, но для светских зданий. Соответственно и внутренний интерьер подвергся некоторым изменениям. Тогда и был разработан готический дизайн интерьера как часть эклектичного возрождения викторианской эпохи Европы.

  • Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
  • Готический Оксфорд: как выглядит самое известное учебное заведение
  • Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
  • Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
  • Самые креативные скульптуры со всего мира
  • Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
  • Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!

использованная литература

  • Калкинс, Роберт Дж .; Памятники средневекового искусства , Даттон, 1979, ISBN  
  • Черри, Джон. Реликварий Святого Шипа , 2010, British Museum Press (объекты Британского музея в фокусе), ISBN  0-7141-2820-1
  • Черри, Джон, в Маркс, Ричард и Уильямсон, Пол, ред. Готика: Искусство для Англии 1400–1547 , 2003, V&A Publications, Лондон, ISBN  1-85177-401-7
  • Хендерсон, Джордж. Готика , 1967, Пингвин, ISBN  0-14-020806-2
  • Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства , 1-е изд. 1982 (много более поздних изданий), Macmillan, London, ссылки на страницу 1984 Macmillan 1-е изд. мягкая обложка. ISBN  
  • Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN  978-0-500-20253-1
  • Робинсон, Джеймс, Шедевры средневекового искусства , 2008, British Museum Press, ISBN  978-0-7141-2815-3
  • Рудольф, Конрад , изд., Компаньон к средневековому искусству: романский и готический в Северной Европе , 2006, ISBN  978-1405198783
  • Рудольф, Конрад, «Изобретая готический портал: Сугер, Хью из Сен-Виктора и строительство нового общественного искусства в Сен-Дени», История искусств 33 (2010) 568–595
  • Рудольф, Конрад, «Изобретение экзегетического витража: Сугер, Хью и новое элитное искусство», Art Bulletin 93 (2011) 399–422
  • Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN  

Происхождение

Французская готическая архитектура явилась результатом возникновения в 12 веке мощного французского государства с центром в Иль-де-Франс . Король Франции Людовик VI (1081–1137) после долгой борьбы сумел подчинить себе баронов северной Франции и успешно защитил свои владения от нападений английского короля Генриха I (1100–1135). ). При Людовике и его преемниках соборы были самым заметным символом единства французской церкви и государства. Во время правления короля Франции Людовика VI (1081–1137) Париж был главной резиденцией французских королей, Реймсский собор эпохи Каролингов — местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало церемониальным захоронением. Король и его преемники щедро поддержали строительство и расширение аббатств и соборов.

Аббат Сен-Дени, Сугер , был не только выдающимся религиозным деятелем, но и первым министром Людовика VI и Людовика VII. Он руководил королевской администрацией, когда король отсутствовал на крестовых походах. Он заказал реконструкцию базилики Сен-Дени , сделав ее первым и наиболее влиятельным образцом нового стиля во Франции.

Викторианская готика, неоготика

В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.

Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).

Вестминстерский дворец, общий вид

Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.

Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец

Крупные постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  3. Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
  4. Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле, 
  5. Церк­овь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
  6. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  7. Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.

На какие стили делится готика

Все вышеописанное – общие, каноничные черты готов. Но в каждом городе – свое движение. И все они менялись во времени. Что же вышло в итоге?

Актиквары

Они впечатлялись викторианской модой. Там есть где развернуться, но стиль не для комфортной ежедневной носки. То ли дело для фотосессий.

Вампиры

Второй по доминации цвет – красный, желательно с уходом в винный, то есть кровавый оттенок. Общий образ должен просто давать ассоциации с вампирами, в крайнем случае – оборотнями.

Вестерны

Немного американской моды с Дикого Запада. Больше кружева, более женственные, в классическом смысле слова, силуэты. И мужчины больше ковбои, чем вампиры.

Лолита

Прекрасная готическая куколка, которая пришла к нам из Японии под влиянием аниме. Их максимальная концентрация на аниме фестивалях, рекомендую посетить, эти дамы действительно очаровательны.

Возьмите эстетику цыганского табора и одежду готов – получится очень необычно, но по-своему стильно.

Кибер-гот

Как могли бы выглядеть андроиды-готы? Микросхемы, латекс, облегающая одежда из будущего и кислотные вставки. Почему бы и нет?

Как выглядит вампир в мире, где пар победил электричество? Очень стильно!

У шамана три руки… Кости, дреды, этническая одежда – вам сюда.

Этимология

«Леди и Единорог» — так называетсясерия из шести гобеленов, сотканных во Фландрии ; этот назывался À Mon Seul Désir ; конец 15 века; шерсть и шелк; 377 х 473 см; Музей Клюни (Париж)

Слово « готика » для искусства изначально использовалось как синоним слова « варварство » и поэтому использовалось уничижительно. Его критики считали этот тип средневекового искусства неочищенным и слишком далеким от эстетических пропорций и форм классического искусства . Ренессансные авторы полагают , что Разграбление Рима по готическим племенам в 410 вызвавших кончине классического мира , и все ценности , которые они дорожили. В 15 веке различные итальянские архитекторы и писатели жаловались на то, что новые «варварские» стили, просачивающиеся с севера от Альп, представляют собой аналогичную угрозу возрождению классики, продвигаемому ранним Возрождением. «Готический» термин для этого искусства был впервые использован в письме Рафаэля Папе Льву X в. 1518 и впоследствии популяризировал итальянский художник и писатель Джорджо Вазари , который использовал его еще в 1530 году, назвав готическое искусство «чудовищным и варварским» «беспорядком». Рафаэль утверждал, что заостренные арки северной архитектуры были отголоском примитивных хижин германских лесных жителей, образованных путем сгибания деревьев вместе — миф, который всплывет гораздо позже в более позитивном смысле в трудах немецкого романтического движения. «Готическое искусство» подвергалось резкой критике со стороны французских авторов, таких как Буало , Лабрюйер , Руссо , прежде чем стать признанной формой искусства, и формулировка стала фиксированной. Мольер классно прокомментировал готику:

Изначально готическое искусство называлось «французское произведение» ( Opus Francigenum ), что свидетельствует о приоритете Франции в создании этого стиля.

Обувь и аксессуары

Ножки готессы будут соответствовать всем требованиям, если надеть:

  • высокие армейские ботинки;
  • сапоги на массивной платформе;
  • туфли или босоножки на широком и довольно высоком каблуке;
  • для торжественных случаев – агрессивная шпилька.

Вместо сумок – большие рюкзаки черного цвета или изящные саквояжики. Головной убор – шляпка, желательно с вуалью или лентами. Очки – чаще круглые, могут быть украшены шипами. Оригинальный аксессуар – ошейник из латекса, кожи или металла. Шипы на нем также приветствуются. Еще одна фишка – кружевной или бархатный зонтик для защиты от солнца.

Украшения – только из серебра, допускается белое золото или платина, но желтый металл абсолютно неприемлем. Это кольца, браслеты, кулоны, серьги в форме кельтских крестов, фигурок драконов, летучих мышей, кошек. Из драгоценных камней приветствуются бриллиант, сапфир, жемчуг, из полудрагоценных – все с холодным и черным окрасом.

Готика в XX веке

В начале XX века ещё появлялись готические строения (особенно в США), но это были скорее отголоски прошлой эпохи. Со временем стиль снова утратил свою популярность. Дело в том, что готика – стиль очень сложный и дорогостоящий. В эпоху конструктивизма, рационального использования материалов, пространств и массовой застройки готика никак не вписывается. Тем не менее в области дизайна интерьеров до сих пор иногда применяют отдельные средневековые элементы, но их всё равно стараются вписывать в современный интерьер. Ниже, несколько примеров того, как дизайнеры адаптируют к современным квартирам и домам отдельные готические детали.   

Отделка в стиле готика

Историческая стилизация предполагает использование натуральных материалов. Для готического стиля главные из них – дерево (прежде всего, благородные породы тёмных оттенков), камень, мрамор, стекло (прозрачное и цветное), металл.

Если используются их искусственные имитации (к примеру, искусственный камень), они должны быть очень качественными. Откровенному пластику в готическом стиле не место.

Стены

Чаще всего стены гостиной или спальни в готическом стиле бывают однотонными. Для отделки могут использоваться краска или венецианская штукатурка. Хорошо подходят стилю поверхности с эффектом состаривания.

В небольшой комнате стены лучше окрасить в светлый цвет – бежевый, молочный или светло-серый. Просторный готический зал может быть отделан и в благородных насыщенных тонах.

При оформлении городской квартиры можно разбавить основную однотонную отделку, отделав фрагмент стены деревянными панелями или мозаичной композицией. Дерево хорошо гармонирует с мебелью в готическом стиле.

В обустройстве просторных помещений в частных домах, где каноны стиля (витражные окна, обилие стрельчатых арок, сложная конфигурация потолка) соблюдаются строго, такой ход обычно не применяется. Можно украсить часть стены росписью.

Пол

Для отделки пола подходят натуральные материалы – различные породы дерева и камень. Ламинат использовать не следует, тогда как паркетная доска будет вполне хорошим выбором. Натуральный камень можно заменить керамогранитом с имитацией его поверхности.

Потолок

Привычные выбеленные или натяжные потолки с готическим стилем не вяжутся, однако при оформлении квартиры покрашенный в белый цвет потолок вполне допустим. Можно также подчеркнуть естественную фактуру бетона.

При оформлении коттеджей широко используются кессоны и деревянные балки, создающие дополнительный рельеф. Иногда в некоторых участках организуются дополнительные своды, не несущие функциональной нагрузки и играющие строго декоративную роль. Возможна отделка потолка лепными украшениями, росписью или каменной кладкой.

Освещение

Традиционная люстра для интерьера в готическом стиле – кованая металлическая, массивных габаритов. Она может иметь ажурные детали или быть выполненной в более строгом стиле.

Исторически в такие люстры вставлялись свечи, и сейчас есть возможность заказать конструкцию с их имитацией. К потолку люстра подвешивается на цепи.

Дополнительное освещение может создаваться канделябрами со свечами, настенными и настольными светильниками в форме факелов или животных в стиле средневековых миниатюр.

Хорошо, если осветительные приборы имеют кованые детали. Возможно и использование лаконичных светильников в виде шара.

Приборы «сугубо современного» дизайна лучше не использовать. Светильники хорошо размещать в местах комнаты, отведённых для письма и чтения.

В современной стилизации готики также распространён приём, основанный на применении ложных окон в виде готических роз. За такими конструкциями могут быть спрятаны лампы и иные элементы освещения.

Освещение

Изюминка готического стиля – огромная металлическая люстра под потолком. Конечно, раньше лампочки в ней заменяли свечи, но и сегодня встречаются осветительные приборы в форме свечей. На такой люстре должны быть цепи или кованые детали. Ее цвет может быть, как темным, так и светлым. В современных вариантах освещения добавляются стеклянные украшения.

Если подразумевается использование не вписывающихся в общую композицию осветительных приборов, их декорируют под более старинные вещи.

Через призму освещения можно рассмотреть и использование готической розы. В настоящем дизайнеры советуют воспроизводить витраж с розой не только на стекле, но и имитировать при помощи этого образа ложные окна, за которыми можно спрятать разные осветительные элементы.

Постройки последних десятилетий не совсем подходят для применения в них готического дизайна. Но его элементы возможно применять, как на предприятиях, так и в жилых помещениях.

Современная неоготика также подвержена изменениям, как и другие интерьерные направления. Век технологий диктует свои правила. И не учитывать их, значит, отказаться от повышенного комфорта и удобства. При создании готического интерьера не стоит слишком зацикливаться на аутентичности вещей и аксессуаров

Лучше уделить внимание общей концепции. Так как именно она и создает нужную атмосферу

В настоящем заказы на оформление в стиле неоготики дизайнерам поступают не часто. Для жизни в собственном маленьком замке требуется особое состояние души. Но если человек является поклонником эпохи расцвета стиля, то он сумеет воплотить в жизнь готическую задумку так, чтобы она идеально вписывалась в выбранное помещение. Готика – направление, которое можно сравнить с искусством.

Гостиная

Гостиная это лицо всей квартиры, это то место где проходят встречи с гостями или близкими людьми. Неотъемлемой частью этого помещения является камин, его необычные украшения в виде готического орнамента или кельтской символики являются дополнительным украшением всей комнаты. В этом помещении принято устанавливать круглые массивные столы из дерева с длинными резными ножками.

Спальня

В спальне главным предметом мебели является кровать, а в спальне, выполненной в готическом стиле ее значимость увеличивается. Большая массивная кровать обязательно должна иметь колонны, на которые крепится балдахин или шторки из плотной ткани. Для хранения вещей можно установить сундук, обрамленный резными узорами и кованными деталями.

Кухня

Кухня в готическом стиле – это просторное помещение. Окна и проем в нее лучше сделать в виде арки и украсить витражными стеклами и дверьми. Выбирая мебель следует отдать предпочтение дереву, цвет выбрать темный или даже черный. Вдоль стены расположить кухонные шкафчики как навесные, так и напольные.

На пол можно положить керамическую плитку с интересными растительными узорами или деревянную доску дорогой породы. Для освещения в кухне обычно используется люстра, подвешенная на потолке при помощи цепи. Лучше если она будет кованная и со светильниками в виде свечей. Необычным элементом на кухне станет кованный подсвечник в виде дракона.

Детская комната

Комнату для подростка в готическом стиле лучше сделать в насыщенных ярких цветах. Стены оклеить светлыми обоями, а цветовые акценты создать при выборе мебели. На окна повесить портьеры из плотной ткани, они хорошо защитят ребенка от солнечных лучей в выходной день и позволят отдохнуть и подготовиться к следующей учебной неделе.

Письменный стол выбрать из дерева и установить вблизи полочки для книг и школьных принадлежностей. Так же в комнате подростка можно установить небольшой столик и диван, на котором ребенок с удовольствием будет читать. На стене эффектно будет смотреться бра в виде настенного факела.

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне Мартини

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Ланцетовидная готика, ранний период

Ланцетовидная готика – ранний период развития готической архитектуры в Англии, который продолжался с 1180 г. по 1240 г. Для этого периода характерно влияние предшествующей романской архитектуры и французской культуры. Французское влияние связано с тем, что , где активно развивалась готика, в XII веке были завоёваны Англией.

Кентерберийский собор, башня

На­зва­ние направления «лан­це­то­вид­ный», свя­за­но с рас­про­стра­нён­ной в это вре­мя фор­мой окон – уз­ких, вы­со­ких, с не­боль­шим стрель­ча­тым за­вер­ше­ни­ем. Слово происходит от понятия «ланцет» — заострённый клинок.

Постройки:

  1. Кентерберийский собор, к ранней готике относится главным образом оформление хора (пространство перед алтарём), прототипом для всего проекта послужил французский собор в городе Санс;
  2. Даремский собор, 1093-1133 гг., собор планировался в романском стиле, но был перестроен в стиле ранней готики;
  3. Собор в Уэльсе, 1185-1240 гг., в последствии был перестроен в стиле украшенной готики.

Признаки: 1) Высокие узкие окна (ланцетовидные); 2) признаки романского стиля; 3) отсутствие «вертикализма» при сравнении с французскими постройками.

История развития готического интерьерного жанра

Это уникальное направление дизайна зародилось во Франции в XII веке. Во времена Средневековья приветствовалось оформление особняков рыцарскими доспехами, массивной классической мебелью из дерева и металла с нарочито грубой отделкой, круглыми окнами в свинцовом обрамлении и множеством деталей обстановки вытянутой вверх формы. Расцвет готического направления искусства произошел в XV веке. В этот промежуток времени архитекторы кардинально изменили представление о постройке домов. Их аскетичные черты до неузнаваемости преобразились благодаря талантливым архитекторам, которым удалось ничем не примечательные дома превратить в достопримечательные замки:

  • украсить фасады обилием стеклянных и металлических элементов витиеватой формы, массивными металлическими дверями с кованой отделкой;
  • кардинально видоизменить конфигурацию жилых помещений – двукратно увеличить высоту стен за счет установки высоких колонн с массивным основанием, веерных сводов, кессонных потолков, максимально расширить границы комнат для создания ощущения максимального простора;
  • произвести установку многочисленных крупноформатных окон в помещениях независимо от их предназначения, будь то спальня или ванная;

Большие окна в готическом стиле

Если нет возможности установить окна стрельчатой формы, используйте панорамное остекление

  • заменить межкомнатные двери арками стрельчатой формы;
  • использовать для отделки помещений натуральные материалы – мрамор, гранит, ценные породы древесины, изразцы.

Гостиная в готическом стиле: стрелкообразный бордовый потолок, каменные стены, арки вместо дверей и мраморные античные скульптуры в качестве декора

В процессе развития готического стиля дизайна постоянно менялась манера оформления жилья: величественные особняки с обилием позолоченных и бронзовых элементов интерьера приспособились к укладу жизни представителей современности. Сегодня дизайнеры создают интерьер дома в готическом стиле из новомодных отделочных материалов, идеально точно копирующих натуральный камень и древесину, а вместо фресок и росписи украшают стены рисунками со средневековыми сюжетами, выполненными в технике аэрографии. Благодаря этому в домах преобладает атмосфера загадочности, неподдельной роскоши, магического очарования, свойственного готическому стилю дизайна интерьера.

Витражи на окнах в доме в готическом стиле

Ванная комната в готическом стиле: деревянная отделка стен и фактурная штукатурка, подсвечники и настенные бра

Большое зеркало с коваными элементами в готическом интерьере

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Значение для развития мирового искусства

Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмыслены, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизмом, светскость и религиозность.

Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Особенно, влияние помпезной, вычурной, роскошной готики заметно в работах художников Северного Возрождения.
Благодаря полотнам в готическом стиле, искусствоведы и историки могут понять психологию и мировоззрение человека периода Средних веков.

Готика в Испании

В ранней испанской готической архитектуре заметно влияние Франции, но очень быстро собственные строительные традиции привели к созданию национального стиля, сурового и громоздкого.

В средние века на территории нынешнего объединённого государства существовало несколько мелких государств, готический стиль в которых распространялся неравномерно. В Кастилии произведения готики появились в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

Наряду с типичными для всей Европы французскими признаками стиля со временем сформировались национальные направления:

Дворец Алькатрас, стиль мудехар

1) мудехар — синтетический архитектурный стиль, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами;

Монастырь святого Доменика, общий вид (стиль левантино)

2) левантино или средиземноморская готика – направление архитектуры распространённое в государстве Арагон, для него характерны огромные горизонтальные залы и строгий декор;

Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес, внутренний двор, клуатр

3) исабелино (XV в.) – стиль поздней испанской готики, распространившийся в период правления королевы Изабеллы Кастильской. Для стиля характерно смешение арабских мотивов (стиля мудехар) с отдельными чертами поздней пламенеющей готики. Также характерно использование маленьких окон (не типично для других стран) и геральдических орнаментов.

Кроме перечисленных направлений развивалась также и классическая европейская готика. Для строительства соборов часто приглашались мастера из Франции и Германии, которые создавали проекты на основе устоявшихся зарубежных традиций. Многие крупные кафедральные соборы Испании очень похожи на французские внешне.

Крупнейшие постройки:

  1. , 1221-1567 гг., наиболее значимый памятник испанской готики, собор строился 350 лет и проект много раз переделывался, за время строительства сменилось несколько стилевых направлений в архитектуре, почти все они нашли отражение в облике здания.
  2. Монастырь святого Доменика в Валенсии, XIII в., стиль левантино;
  3. Церковь Сантьяго дель Аррабаль в Толедо, XIII в., стиль мудехар;
  4. Дворец Алькасар (Дворец Педро жестокого) в Севилье, XIV в., стиль мудехар;
  5. Лонха-де-ла-Седа, здание шёлковой биржи в Валенсии, XIV-XV вв., шедевр поздней готики;
  6. Дворец Инфантадо в Гвадалахаре, XV в., стиль исабелино, поздняя готика;
  7. Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо, 1477-1504 гг., стиль исабелино, монастырь был построен как усыпальница членов королевской семьи.

Шёлковая биржа в Валенсии, торговый зал

Испанский готический стиль просуществовал до XVI в., отчасти черпая вдохновение в исламской архитектуре и все в большей степени делаясь декоративным, что было также характерно и для архитектуры соседней Португалии.

Готика в образах из фильмов

Индустрия кино явно благоволит готике: только в последнее время на экраны вышли «Ворон» и «Франкенвини», не говоря уже о десятке фильмов и сериалов про вампиров. Не исключаем, что на модные тенденции влияет именно кинематограф, и вспоминаем образы из классики и новых картин.

В «Голоде» Тони Скотта Катрин Денев и Дэвид Боуи играют пару вампиров в черной коже, а в качестве музыкального гостя в картине появляются готик-рокеры Bauhaus с песней Bela Lugosi’s Dead.

Вообще-то, в эту подборку можно было включить исключительно фильмы Тима Бёртона. От «Эдварда Руки-ножницы» с готичными образами Джонни Деппа 1990-го до «Мрачных теней» с, что греха таить, также готичными образами Джонни Деппа и Евой Грин и Мишель Пфайффер в роскошных платьях. Отметим, что даже костюмы героев мультфильма «Труп невесты» заслуживают внимания.

«Семейка Адамс» Барри Зонненфельда с Анжеликой Хьюстон и Кристиной Риччи — гид по тому, как выглядеть готично в домашних условиях.

Роуд-муви про двух друзей-готов «Джипси 83» покажет, как одевались представители субкультуры в самом начале двухтысячных.

После выхода «Девушки с татуировкой дракона» в 2011 году Руни Мара стала иконой стиля, а ряд марок, например H&M, выпустили вдохновленные фильмом коллекции одежды. На дизайнерские умы стиль хакерши Лисбет Саландер также повлиял.

В новом ужастике Френсиса Форда Копполы «Между» одну из главных ролей играет Эль Фэннинг, выглядящая, как мертвая невеста, — она бледная, с красными тенями и помадой и в викторианском платье с кожаным корсетом.

Характеристика готического стиля в ювелирном искусстве

Готика завершающий этап средневекового искусства. Логично вытекающий из романского стиля и вобравший в себя его начало, готический стиль превозмог военную грубость, суровость и аскетичность.

В ювелирном искусстве (как и во всем прикладном искусстве готики) архитектура имеет всеподчиняющее влияние. Художники и ювелиры в основу своих произведений клали не просто образы и тенденции архитектурных форм, но напрямую копировали элементы.

Подобие архитектурных форм в ювелирном искусстве достигалось применением методов литья, чеканки, позолоты, гравировки, теснения, эмали и использованием цветных камней.

Легкость архитектурных форм, которыми отличалась готика, в ювелирном деле достигалась использованием ажура и мелкой пластики. И если ажур отсылает нас к каркасной архитектуре, то мелкая пластика порой копирует богато украшенное скульптурой пространство готических храмов. Ювелирные изделия содержали как рельеф, так и круглую скульптуру малых форм. Как и готические соборы украшения имели массивный рельефный характер, а так же крупную форму.

XV век связан с очень важным событием в жизни ювелиров. Большой спрос на цветные ювелирные вставки привел к поиску дешевых аналогов. В Европе появляются искусственные самоцветы.

Орнаменты готики

Готический период – время расцвета средневекового орнамента.

В сравнении с искусством романского периода орнаменты готики отличаются большим разнообразием, сильным символизмом, замысловатым переплетением, гармоничностью и строгими религиозными канонами.

Основополагающим элементом периода готики и готического орнамента является элемент «стрельчатой арки». Названные от французского «ogival» огивальные арки представляют собой поперечные пересекающиеся эллипсообразные дуги. Форма стрельчатой арки легла в основу орнамента масверк, построение которого происходит под четкие геометрические законы. Орнамент «масверк» строится на основе круга и его элементов, является каркасным и соответственно не имеет ограниченной формы. Несмотря на то, что все формы в данном орнаменте, сферические треугольники, четырехугольники, трилистники, имеют отношения к кругу, орнамент разнообразен и неповторим.

Под сильным влиянием религии готический орнамент обретает сильное растительное влияние с религиозным подтекстом. В растительном орнаменте все чаще встречаются переплетенные листья лозы, винограда, плюща, а также стилизованные виды колючих растений терновника и чертополоха, как символы человеческих страстей. Отдельным видом орнамента становятся композиции с переплетениями виноградной лозы, символичными значениями Христа.

Но не только растительные мотивы характерны для готического орнамента. Средневековая культура стилизовала изображения животного мира, птиц, человеческих фигур, библейских сюжетов и вымышленных фигур.

готика#исторические драгоценности#корона#крест#орнамент#религиозные украшения#эмаль#

Ювелирное искусство Древнего Египта →

Готическое искусство. Светские украшения

07 апреля 2019
Статьи

К сожалению, временной период к которому относятся ювелирные украшения готики, не способствовал их сохранению.…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Лиможская эмаль

01 апреля 2019
Статьи

Средневековое искусство периода готики знаменито использованием цветных эмалей. Достигшее своего развития…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Современные украшения в готическом стиле

17 февраля 2019
Статьи

Готический стиль один из самых востребованных и популярных стилей используемых в XX и XXI веке. Элементы…

Стены в готическом интерьере

Ощущение Средневековья можно достичь за счет используемых материалов. К примеру, для оформления стен можно прибегнуть к бархату или сукну. Это не самый практичный вариант, поскольку это дорогостоящий материал, который можно легко запачкать, кроме того, он вбирает в себя влагу и пыль.

Можно найти другой способ – окрасить стены или оклеить их обоями с тиснением.

  • Стены в помещениях под готику можно украсить с помощью гобеленов с историческими сценами, картин, фресок и настенных росписей.
  • В таких интерьерах дерево граничит вместе с металлом. К примеру, деревянная дверь украшена резьбой из металла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector