Кран-букса

Как поменять кран буксу

.

Это возможно сделать самому с помощью накидной головки (№17), плоскогубцев и отвёртки. Но сначала перекрыть воду.

1.С маховика снять колпачок (или с помощью отвёртки – пластиковую заглушку), открутить болтик под ним, открывая доступ к КБ.
2.Открутить декоративную шайбу, используя подкладку и пассатижи.
3.Вывернуть КБ с помощью ключа или накидной головки на 17 (для штока с квадратной головкой использовать ключ на 7), очистить резьбу крана и внутреннюю часть смесителя.
4.Спец. составом смазать все резьбовые части.
5.Снять фурнитуру со смесителя.
6.Накрутить ФУМ-ленту на резьбу. Можно обмотать паклей.
7.Вкрутить новую кран-буксу.
8.После проверки течи, подтянуть до упора вентиль.

.

Особенности

•если снятию вентиля мешает заржавевшая резьба, то надо прогреть кран феном, прихватить тряпочкой, слегка расшатать вентиль плоскогубцами. Теперь вентиль снимется легко;
•чтобы определить, резиновую или керамическую КБ нужно приобрести на замену, надо провернуть ручку до остановки

Если получится четверть оборота, то нужна керамическая, если несколько оборотов, то – резиновая;
•определив тип КБ, обратите внимание на её размер (диаметр, глубину), на место посадки ручки (квадратное или шлицевое), его размер. Есть универсальные ручки, подходящие на любое посадочное место

.

Что такое кран-букса

Букса – осевая коробка, металлический ящик для оси (например, паровоза).

Совсем другое – кран-буксы (КБ), они же вентильные головки. Если у буксы главное – передать движение, то у КБ – пропускание/закрытие воды. Она тоже содержит вращающийся элемент – затвор, который своим поворотом приоткрывает канал для прохождения воды либо наоборот.

.

Словосочетание кран-букса, вместе со словом букса, содержит и слово кран, которое объясняет разницу от задвижки. Оба устройства принадлежат к запорной арматуре, но запирающий элемент задвижки находится в основном вне конструкции и движется поперёк течения.

.

Затвор же полностью внутри устройства (в штоке), его движение может быть перпендикулярно потоку, с небольшим наклоном, параллельным.

Принцип работы и устройство кран-буксы

Существуют разные конструкции КБ, но общая конструкция состоит из:

• металлического корпуса с резьбой (вкручивать в корпус смесителя) и резиновыми уплотнителями;
• штуцера в корпусе;
• штока (механизма поворота), имеющего разное строение в разных модификациях КБ;
• шайбы (быстросъёмной), для фиксации КБ в смесителе.

.

В более качественных моделях КБ используются жировые камеры – для смягчения хода, увеличения ресурса.

.

Принцип работы: вместе с вентильной головкой рука поворачивает затвор в штоке, регулируя степень открытости водному потоку.

Как производить замену и ремонт

В случае протечки крана требуется замена кран буксы. Для современных устройств требуется опыт обращения с ними. Так, многие думают, что знают, как выкрутить кран буксу. Для этого в хозяйстве держат разводной ключ. Это заблуждение. Современные покрытия (например, хромированное) хрупки.

.

.

Как открутить кран буксу, если она прикипела намертво?

Что нельзя делать категорически:

•пользоваться разводным ключом, пассатижами, клещами;
•нагревать КБ;
•спиливать шток с целью далее просверлить внутренность КБ;
•откручивать КБ за шток.

.

Сантехники используют разные способы. Вот один из надёжных (цель – не повредить внутренность смесителя): сверло на 4,2-4,5 приставляется под углом 45 как на рисунке,

.

высверливается отверстие на 1-1,5 см. Латунь сверлится легко, нет опасности при таком отверстии зацепить смеситель. В отверстие вставляется мебельный ключ-шестигранник 4-х миллиметровый. Вместе со штоком он обеспечивает захват для разводного ключа. И уже таким захватом надёжно выкручивается КБ.

.

Возможные неисправности

Признаки неисправности: протечка крана, громкие звуки.

Неисправности, не подлежащие ремонту, требующие замену КБ:

любые повреждения керамических частей, либо седла в резиновой КБ (самое распространённое – скол, трещина);
керамические пластины износились;
образование на керамике накипи от жёсткой воды.

.

Устранимые неисправности:

замена резиновых изношенных прокладок в резиновом КБ; можно также перевернуть их. Для замены прокладки можно вырезать новую ножницами из обычной автомобильной камеры, хотя в магазине они тоже продаются;
если протекает КБ (любой – резиновой или керамической) непосредственно из-под маховика, то нужно разобрать КБ, заменить два резиновых уплотнительных кольца на корпусе;

смазать вентильную головку при скрипе или затруднённом повороте вентиля.

Критерии выбора кран-буксы

При выборе типа КБ (резиновая или керамическая), надо исходить из того, что важнее покупателю: цена или удобство пользования, а также возможность ремонта. Керамическая дороже, не подлежит ремонту, зато долговечнее и удобнее в использовании. Но не всегда, так как чувствительна к качеству воды, требует оснащения фильтром.

При покупке КБ на замену надо приходить в магазин с выкрученной протекающей, неисправной буксой.

По назначению выделяется кран букса для ванны и раковины без душа и кран букса для душа.

.

В КБ для смесителей без душа отсутствует золотниковый механизм. Поэтому они не переключаются на душ. И выглядят такие буксы обычным образом.

.

Смеситель для душа имеет золотниковый механизм:

.

Частые ошибки и проблемы при установке

  • Большая часть ошибок и проблем связаны с неправильным выбором, без учета особенностей, изложенных выше. Если головка не вкручивается от руки в корпус крана, значит не совпадает шаг резьбы. Причем в начале пара оборотов может пройти легко, но дальше заклинит. Не стоит прилагать усилия, можно повредить резьбу на корпусе крана. А проверить ее состояние можно прежней буксой. Если она вкручивается легко, то дело точно в шаге резьбы.
  • Если короткую головку ввернуть вместо длинной, то клапан не будет доставать до седла и перекрывать воду. Керамическая букса может проработать некоторое время, но очень скоро начнет протекать кран, а затем и вовсе не перекрываться. Потому что силиконовая втулка не упирается в буртик седла и не прижимает пластины друг к другу. В начале она будет несколько держать пластины за счет трения о стенки, но в дальнейшем обязательно ослабнет.
  • Длинная головка сразу не будет открывать воду, причем в открытом состоянии, а керамическую даже нельзя будет ввернуть, нижняя часть упрется в седло отверстия в корпусе смесителя.
  • Неодевающиеся маховики рукояти не самая большая проблема, но тоже придется искать другие, подходящие под шлицы.

Недостатки и преимущества червячных и керамических кран-букс

Керамические Червячные
Преимущества Быстрое открытие и закрытие

Нет вертикально движущихся частей, не требует смазки

Бесшумность работы

Большой срок службы

Легкий поворот маховика

Точное регулирование соотношения холодной и горячей воды

Можно перекрывать воду даже при сильном износе клапана и штока

Несколько дешевле керамических

Проще в ремонте

Недостатки Затрудненное регулирование температуры воды

Небольшой износ втулки приводит к протеканию

Пластины хрупкие, чувствительны к силе затягивания резьбы

Несколько дороже червячных

Много оборотов для открытия и закрытия

Дополнительное движение частей штока требует смазки

Меньший срок службы

Могут присутствовать шумы

Со временем плавность хода снижается

Кран-букса позволяет продлить срок пользования смесителем и краном. Производители продолжают её усовершенствование. Тем не менее более современным керамическим, не удалось пока полностью вытеснить червячные. На смену самим буксам пришли картриджи для рычажных смесителей, но и они не совершенны.

Видеоинструкция, как самостоятельно поменять буксу на кране:

Кран-букса, что это такое и для чего она нужна

В большой семье, да если еще и хозяйка любит проводить время на кухне, смесителем пользуются до 50 раз в день. За год вполне наберется 15 000 циклов. Для шарового крана это может быть пределом. А смеситель служит несколько лет, но и это не предел. Если кран смесителя стал подкапывать, то в нем можно заменить «кран-буксу» и он снова послужит не один год.

Вентильная головка, в народе кран-букса, выполнена отдельным элементом и изначально устанавливалась в вентильных кранах, откуда и получила свое название. При износе головки она менялась на новую и вентиль мог служить еще довольно долго.

Позднее, этот принцип сменяемости буксы, стали применять в конструкции смесителей с двумя кранами. Поскольку вентильные головки служили недолго, а корпус смесителя оставался почти новым, то проще и дешевле было сменить изношенную буксу.

Но у вентильной головки для открытия клапана применялся червячный механизм, такой червячный привод используется в задвижках. Для полного открытия крана требовалось выполнить 3 – 4 оборота червячного штока, для закрытия еще 3 – 4 оборота. На это уходило немало времени, что в наш век расточительно. И потому изобрели новые головки, без червячного механизма и клапана.

В новых кран-буксах для смесителей применили принцип открытия и перекрытия проходного отверстия за счет смещения, по оси вращения, двух пластин с отверстиями. В одном положении эти отверстия совпадали и пропускали воду. В другом положении, при смещении по оси на 90 или 180 (зависит от формы пластин), отверстия взаимно перекрывались. Теперь для полного открытия крана, было достаточно сделать всего четверть или пол-оборота штока. Название такие буксы получили «полуоборотные».

Керамические пластины оказались наиболее долговечными и относительно дешевыми. Ранее выпускали дешевые буксы с фторопластовыми пластинами, но срок их службы значительно меньше, особенно на горячей или загрязненной воде.

Поскольку в буксовой головке ничего не осталось от червячного механизма вентильного крана с клапаном, то прижилось название кран-букса. А головки с керамическими пластинами стали называть – керамическая кран-букса.

Это интересно! Поиск в интернете не дал однозначного ответа, какого рода слово кран-букса. Но, по мнению автора, женского. Во-первых, главным в словосочетании является все же слово букса. Кроме того, на это указывают косвенные признаки: склоняется только второе слово и прилагательные слова, в словосочетаниях червячная, керамическая и других, имеют окончания женского рода. Ну а во-вторых, слово кран всего лишь дополняет слово букса, чтобы было понятно для каких целей она служит. Ведь букса это «металлическая коробка внутри которой находится элемент скольжения и вкладыш». Очень похоже на описание кран-буксы? А ведь это описание буксы колесной пары на раме железнодорожного вагона. Поэтому слово букса используется в разных областях и его вполне можно употреблять без слова кран.

Область применения и основные особенности кран-букс

Краны и смесители, в которых чаще всего применяются сменные буксовые головки, устанавливаются на кухонных мойках, в ванных, в душе, для фильтра типа «Гейзер» и других устройств.

Кран-букса является сменяемым элементом в вентильных кранах и двухвентильных смесителях. Это позволяет многократно продлить их срок службы

Особенно это важно, когда кран специфичен и поставляется вместе с оборудованием, а найти его аналог для замены сложно. Служат для быстрого открытия и перекрытия воды как холодной, так и горячей

Головка квадратного сечения для отечесвенных кранов.

Кран-буксы по типу устройства различают на червячные и пластинчатые. Червячные имеют клапан, который при открытии приподнимается над седлом. А пластинчатые имеют пластины с отверстиями, одна из которых остается неподвижной, а вторая поворачивается вокруг центра оси.

Пластинчатые головки различают по материалу пластин, главному элементу буксы. Наиболее качественными и потому более распространенными являются керамические пластины. Но могут встречаться пластины из фторопласта.

Типы и размеры кран-букс для смесителя

Видов кран-букс для смесителей большое множество. Классификации для них нет, но по типоразмеру многие из них взаимозаменяемы. Прежде всего их разделяют на российские и импортные, хотя в настоящее время это уже условность.

Главное отличие в посадочном месте на штоке для рукоятки маховика. У российских это квадрат, у импортных — цилиндр с продольными шлицами. При этом встречаются мелкие и крупные шлицы.

Кран-буксы с цилиндрической головкой

Второе отличие, приводной механизм. Есть с червячным перемещением штока с клапаном. При вращении штока нижняя часть штока выдвигается и перекрывает отверстие в корпусе крана. При обратном вращении нижняя часть штока приподнимается и клапан открывает отверстие. Клапан представляет собой латунную тарелку с резиновым пятачком, прикрепляемом винтом к штоку. Такие головки в торговой сети называют «резиновая кран-букса», либо кран-букса с резиновым клапаном. А еще их называют полнооборотными, потому что приходится вращать ручку вентиля на несколько полных оборотов.

А есть головки, в которых шток при повороте на 90 или 180, поворачивает пластину для открытия и перекрытия отверстия. Пластины выполнены из керамики и потому головка называется «керамическая кран-букса».

Удлиненная головка

Также их различают по длине, есть длинные, такой первоначально была длина вентильной головки. И есть короткие, устройство керамической кран-буксы позволяет значительно уменьшить длину, экономя дорогой цветной металл.

Но в целях взаимозаменяемости, в первую очередь червячных на керамические пластинчатые, производители наладили выпуск и червячных, и керамических кран-букс, длинных и коротких.

Последнее отличие букс заключается в наружной резьбе. У российских и части китайских она с более крупным шагом, у импортных европейских и азиатских с мелким шагом.

Конструкция червячной кран-буксы

Её особенность заключается в штоке, на котором обязательно имеется червячная резьба и к которому крепится снизу перекрывающий клапан. Старые образцы имели цельный и единый шток, который при вращении опускался и закрывал кран, а при обратном вращении поднимался и открывал кран. Вместе со штоком перемещался и маховичок, за который вращали шток рукой.

Требования к современным смесителям повысились и перемещающийся маховичок устарел. Теперь шток выполнен из двух разъемных частей. Но принцип остался тот же. При вращении штока червячная передача заставляет выдвигаться нижнюю часть из буксы и перекрывать отверстие крана клапаном. При обратном вращении нижняя часть штока поднимается и клапан открывает отверстие.

Следует отметить, что поскольку верхняя часть перестала перемещаться, а только вращается, двух резиновых колечек на штоке стало достаточно для обеспечения герметичности и предотвращения протекания воды.

Конструкция керамической кран-буксы

В данной конструкции отсутствуют части, перемещающиеся вдоль оси штока. Шток поворачивается только на 90 – 180, угол поворота ограничен выемкой в корпусе и штифтом, вставляемым перпендикулярно в тело штока. Штифт упирается в края выемки.

В нижней части шток имеет форму короткой вилки, которой входит в зацепление с верхней керамической пластиной и поворачивает её на те же 90 –180. Нижняя керамическая пластина, за счёт шлиц, удерживается цилиндрическим корпусом буксы на месте. При повороте отверстия двух пластин совпадают и вода поступает в смеситель или носик крана. При обратном повороте отверстия взаимно перекрываются плоскостями пластин и поступление воды прекращается.

Плотное прилегание пластин обеспечивается уплотнительной силиконовой (цветные) или резиновой втулкой с нижней стороны и вилкой штока с верхней.

В нижней части цилиндрического корпуса имеется два отверстия, для прохода воды. Вода через отверстия в пластинах проходит в цилиндр буксы, а затем через отверстия в цилиндре поступает в гусак смесителя или носик крана.

Правила монтажа и эксплуатации кран-буксы

Все буксы имеют уплотнительные резиновые кольца, а корпус и, следовательно, резьба на них латунные или реже бронзовые. Поэтому нельзя прилагать чрезмерные усилия при вкручивании головки в корпус смесителя или крана. Достаточно затянуть от руки, можно приводным маховичком. Встречаются случаи, когда хрупкие керамические пластины разрушаются.

Также не стоит с большим усилием крутить шток. У червячных будет изнашиваться червячный привод, а у керамических может быть сломан штифт ограничения вращения штока. При подкапывании воды проще обслужить или восстановить кран-буксу. Чем сломать еще работоспособную деталь и потом бегать в поисках замены.

Как выкурить кран-буксу

Особенности эксплуатации

.

При установке КБ нельзя сильно её закручивать (керамические диски хрупки). Достаточно плотно завернуть, зафиксировать контргайкой.

.

При установке обратить внимание на маркировку на устройствах, на упаковке) – для холодной воды использовать КБ с синей меткой, для горячей – с красной

.

Также на упаковке и в паспорте указывается давление воды, на которое рассчитана КБ.

.

В случаях невозможности ремонта – менять КБ. Все внутренние повреждения не подаются ремонту. При возможности ремонта – необходим также опыт подобных работ.

.

Для увеличения срока службы керамических букс использовать фильтры для воды.

.

При сборке КБ нельзя переворачивать керамические диски, так как диски соприкасаются изначально специально отшлифованными сторонами.

.

При замене прикипевшей буксы использовать только рекомендованные способы, в частности тот, что описан в этой статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector