Что такое моточасы на тракторе и другой технике: контроль ресурса работоспособности
Содержание:
- Mazda 6 2.0 AT хетч › Установка счётчика моточасов.
- Как рассчитать моточасы?
- Как рассчитать моточасы
- Моточасы и километры
- Чему равен моточас на тракторе
- Как перевести моточасы в километры
- Как перевести моточасы в километры ?
- Почему моточасы более точный показатель, чем пробег
- Калькуляция себестоимости работы транспортной техники
- Перевод в километры
- Моточас и машиночас – в чем разница?
- Разница между моточасом и машиночасом
- Что такое Моточасы?
Mazda 6 2.0 AT хетч › Установка счётчика моточасов.
Вначале — коротенько -теория вопроса.
1. Для моторного масла — в зависимости от спецификации — определена норма моточасов — как интервал для замены.2. Автопроизводители — исходя из усреднённой манеры езды среднестатистического владельца — перевели моточасы в понятные нам нормы — по километражу (обычно — 15 000км).3. При этом — опять же для упрощения — установили что при тяжелых условиях -менять надо вдвое чаще (т.е. каждые 7500 км).
Даже из этих простых тезисов -понятно, что:а) Реальный интервал — для каждой манеры езды -всетаки — свой.б) Чем бОльше пробок, работы на ХХ — интервал также должен уменьшатьсяв) Установив счётчик моточасов, можно точнее следить за реальным сроком работы мотора и менять масло — более точноНапример, для масел группы ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 — интервал смены 250 моточасов.
Вообще — есть много интересной теории. Например можно (автору — спасибо! за труд).
Для подсчёта моточасов — самое простое — установить счётчик моточасов.Купил ТАКОЙ на Али.Изначально — подсмотрел у kachok79
Приборчик — полностью самодостаточный, на батарейке. Не требует подключения.Всё что нужно — обернуть измерительный провод вокруг ВВ провода или колпачка свечи.Приборчик — измеряет импульсы, вычесляет обороты двигателя и считает моточасы.Несколько фото по установке.
4 оборота вокруг колпачка свечи.
Обернул изолентой, закрепил хомутами. Хвостик тоже закрепить чтоб не болтался. Никакой особой науки.
При установке — провод не мешает.
Так закрепил нижнюю крышку (см видео) -наклеил скотч, но закрепил хамутами. Чтобы снять при необходимости для замены батарейки.
Закрепить в удобном месте . (у меня тут свободный кронштейн есть).
Пока смотрел как работает — уже первый 0,1 моточаса накапал Запомню пробег — начало отсчёта.
перед установкой — рассмотрел за столом. Есть некоторые особенности по програмированию. Также -нашёл, «где у него кнопка батарейка» :))
UPD Немного теории про МОТОЧАСЫ.
Точного ответа — в сети не нашёл. Получается так:Есть ДВА варианта определения что такое моточас:вар №1 — Моточас — это астрономический час работы двигателя. В таком случае — считается только время работы мотора.вар №2 -Моточас — это час работы мотора при определенных номинальных оборотах. В таком случае — если мотор работает час времени на ХХ, то счётчик за это время посчитает напр 0.3 моточаса. А если крутим 4000 оборотов — то может и бОльше чем один час. Т.е. счетчик считает реальные обороты и приводит их к номинальному значению.
По какому алгоритму работает данный прибор — непонятно (надо постоять с секундомером у работающей машины на ХХ и попробовать сравнить.
Далее.В ЭБУ самой сашины — также считается время работы двигателя. Взяв данные по пробегу и разделив на время работы двигателя, БК машины считает среднюю скорость. (надо брать пробег и скорость — за один и тотже период).
Таким образом, сделав обратное действие — разделив пробег, на среднюю скорость за этот пробег — получим время работы двигателя. (км : км/ч = час.)
Однако — также не понятно — КАК ЭБУ двигател считает время работы? Просто как астрономическое время без учёта оборотов, или как приведёное время работы к каким то номинальным оборотам? Точного ответа не нашел.
Судя по наблюдениям kachok79 , есть разница между подсчётом приборчика и ЭБУ. Это может говорить о том, что кто то из них -считает просто время работы двигателя, а другой — считает именно с учётом оборотов — приводя к номиналным оборотам.
Для себя -сделал так — при установке — обнулил БК. Буду наблюдать, также сравнивать разницу.
UPDПервое снятие результатов. Первое что понятно — скорость — показывается только целое цисло. Т.е. сильно округлённое.Итак:Пробег 149091 — 148826 = 265 кмср. скорость — 26 км/чРасчёт по БК — 265:26 = 10,19 мч.Приборчик за тот же пробег показал 8,7 м.чДопускаю, что средняя скорость 26 км/ч — это от 25,5 до 26,5. Тогда Расчёт по БК будет от 10,4 до 10. всё равно не сходится :)) Приборчик считает меньше.Наблюдаю дальше.
UPDПриборчик — умер в односасье… куплен новый такой www.drive2.ru/l/450972116909556366/
Как рассчитать моточасы?
В первую очередь нужно определить, что такое моточасы на тракторе? Этот термин определяется по следующему принципу. С момента запуска заводского двигателя агрегата включается предусмотренный в его устройстве электронный или механический счётчик. Он фиксирует и запоминает интервалы вращения коленвала, передавая данные на индикатор. Таким образом, датчик устанавливает продолжительность работы мотора за определенный отрезок времени.
Считать, что один моточас равен 1 реальному часу – неправильно. При определении основную роль играет количество оборотов коленвала за одну минуту времени. Таким образом, несколько величин моточасов по отношению к реальным часам могут отличаться из-за работы под нагрузкой и в режиме холостых оборотов.
Если посчитать отработанные моточасы, то оператор сможет узнать примерную степень износа работающих механизмов двигателя.
Для этого используется следующая формула, основанная на количестве оборотов коленвала:
- моточас, при котором мотор работает на холостом ходу, приравнивается к реальному часу;
- моточас, при котором двигатель работает в обычном режиме, приравнивается к 40 минутам реального времени;
- моточас, за который ДВС работает под интенсивными нагрузками, равен примерно 20 минутам реального времени.
Подобный принцип позволяет вычислить примерные величины моточаса при работе двигателя под разными нагрузками.
Как рассчитать моточасы
Многие задаются целью вычислений, выясняя чему равен моточас для осуществления подсчёта, на сколько хватит потенциала двигателя. Реализовать это непросто и в любом случае полученные показатели будут относительны. Способы расчёта моточасов могут быть различными – от подсчёта вручную с записыванием показателей работы мотора до применения счётчиков механического или электрического типов, предназначенных для этого, что даёт более точные данные, позволяя осуществить контроль степени износа. Зависимо от способа учёта параметр может быть равен или нет стандартному часу. Моточасы считаются по оборотам номинальной мощности, то есть моточас приравнивается к часу работы на номинальных оборотах. На холостом ходу износ меньше, а значение моточаса выше. При тяжёлых эксплуатационных условиях всё наоборот, износ повышается (по этой причине при необходимости замены масел и прочих расходников и не стоит дожидаться срока, рекомендованного производителем). Так, чтобы точнее высчитать, чему равен один моточас работы двигателя, при меньших оборотах параметр считается по коэффициенту в меньшую сторону. В расчёты могут быть также внесены коррективы согласно часовому расходу топлива, но чётких значений при этом вывести не удастся.
Вести учёт моточасов для агрегатов, работающих стационарно со стабильной скоростью вращения коленчатого вала с минимумом погрешностей проще. Например, так работают дизель-генераторы, вырабатывающие электрический ток с нормированными параметрами и частотой. В таких случаях можно применять систему подсчёта вручную, сохраняя записи об отработанном мотором времени или использовать счётчик, запускающийся в период функционирования двигателя, тогда моточас будет равен астрономическому часу.
При условии переменной частоты вращения коленвала задача вычисления износа усложняется. На высоких оборотах повышается трение в соприкасающихся парах, а также увеличивается расход горючего. Чтобы учесть нестабильные факторы и правильно определить износ применяются тахометрические средства учёта. Устанавливается счётчик, фиксирующий обороты, на выходном валу, эти показания прибора и берутся в основу при определении периода проведения технических работ, списания топлива и т. д. Точно перевести моточасы в обычные часы при данном способе измерений не получится, так как накручивается разное количество моточасов, напрямую зависящее от оборотов мотора.
Моточасы и километры
Моточасы гораздо удобнее с точки зрения определения состояния ДВС. Но более привычно для всех, чтобы пробег указывался в километрах. Поэтому сроки ТО также устанавливаются в зависимости от этой величины. Как же определить сколько километров приравнивается к 1 Мч?
Четко установленных нормативов не существует, поэтому все сравнения будут примерными. Для удобства сравнения величин были введены следующие соотношения (Мч – Км):
- Легковые и грузовые а/м: 1Мч – 25 км;
- Тракторы (кроме гусеничных): 1 Мч – 10 км;
- Гусеничная техника: 1Мч – 5 км.
Как правило производитель устанавливает периодичность обслуживания, используя километры пробега. Например, 5000 км для ТО-1 и 15000 км – для ТО-2. Но эти нормативы даются производителем с расчетом на то, что агрегат будет использоваться в нормальных условиях. При частой работе на высоких нагрузках эти нормативы будут неактуальны. Для этого и необходимы моточасы, так как более детально отражают степень износа двигателя. Например, часто бывает, что замену масла и прочих технических жидкостей необходимо производить, когда пробег достиг только половины от рекомендуемого.
Чему равен моточас на тракторе
Многие начинающие пользователи тяжелой сельхозтехники наверняка задавались вопросом – что такое моточасы на тракторе, как правильно их посчитать и зачем они вообще нужны? Рассмотрим наиболее популярные вопросы, касающиеся данной единицы измерения возможностей Вашего трактора.
Моточасы – это нелинейная единица измерения времени работы двигателя. Нелинейная, потому что один такой час не равен одному астрономическому, эта характеристика варьируется. Она зависит от количества оборотов коленвала за час при разных нагрузках. Этот технологический параметр важен для того, чтобы контролировать процесс износа главных узлов двигателя, вовремя обеспечить их замену и просто чтобы быть в курсе возможностей трактора.
Как рассчитать моточасы?
Методы расчета моточасов для дизеля могут быть различными – начиная от простого подсчета в уме, с дальнейшим записыванием показателей работы двигателя, заканчивая установкой специальных механических или электрических счетчиков.
Естественно, второй вариант более приемлем – такой метод подсчета значительно точнее и удобнее. С помощью показателей счетчика Вы можете более точно контролировать степень износа главных рабочих узлов дизельного двигателя. Данные об этой технической характеристике подробно указаны в инструкции по эксплуатации.
Моточас и машиночас: в чем разница?
Как мы уже выяснили, моточасы – это время полезной работы двигателя, во время которого коленвал произвел некоторое количество оборотов (зависимо от нагрузки). Машиночас – это более широкое понятие, которое включает в себя не только время полезной работы двигателя, но и разнообразные перерывы, перебазировку техники, техобслуживание и т. д.
https://youtube.com/watch?v=iQeoUxKgpP8
Данное понятие более применимо для налаженных производственных процессов, для регулирования уровня оплаты. Подсчитывают машиночасы, умножая моточасы на специальный переводной коэффициент.
Как рассчитать моточасы и машиночасы — перевод в километры
Количество моточасов – это один из наиболее важных параметров сельскохозяйственной техники, который указывает на рабочий ресурс двигателя, ходовой части и других важных узлов агрегата. Многим новичкам довольно не просто вычислить эту характеристику и уж тем более перевести ее в километры
На самом деле, ничего сложного в этом нет – достаточно придерживаться ряда советов, которые помогут разобраться в сути этого важного параметра
Дать ответ на вопрос: «Что такое моточасы на тракторе?» довольно просто если разобраться в том, каким образом фиксируется этот важный параметр. При непосредственном запуске мотора начинает работать электронный или механический счетчик, фиксирующий и запоминающий скорость вращения вала двигателя. Для этого в конструкции счетчика предусмотрен специальный индикатор. Этот несложный прибор дает возможность посчитать продолжительность работы трактора за определенный промежуток времени.
Вместе с тем, мнение о том, что один моточас работы трактора равен одному часу времени будет кране ошибочным. Расчет моточасов в километры делается с учетом оборотов в минуту. В связи с этим данный параметр может в несколько раз отличаться при работе трактора на холостом ходу и под высокими нагрузками.
Моточасы
Зачастую для измерения интервала работы двигателя производители и активные пользователи сельскохозяйственной техники используют термин «моточас». Для его измерения в устройстве мотора предусмотрен специальный датчик, который срабатывает после каждого часа, отработанного двигателем в полной мере. Это позволяет контролировать пробег сельхоз агрегата и заранее определять степень износа его мотора.
Как перевести моточасы в километры
Ресурс двигателя более правильно считать в моточасах, чем в километрах, но так уж повелось, что указывается пробег, спустя который рекомендована замена масла и проводятся прочие работы по обслуживанию агрегата. Отсюда вытекает следующий вопрос, сколько км пробега составляет 1 моточас. Поскольку единица измерения Мч относительна, в точности рассчитать число отработанных мотором часов не получится по количеству показателей километров «за плечами», соответственно и результаты будут относительны. Для выполнения таких расчётов учитывается скорость передвижения и степень нагрузки на силовой агрегат. Согласно Приказу ГТК РФ от 2.10.1996г. №609 «О введении в действие годовых норм расхода моторесурсов (пробега) автотранспорта», средний показатель одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов, будет равняться следующему пробегу:
- Автомобилей – 25 км.;
- Колёсных тракторов – 10 км.;
- Гусеничных тракторов – 5 км.
При езде в тяжёлых условиях (езда на высоких оборотах, пробки и пр.) количество моточасов растёт, а пробег не поспевает за их отсчётом, поэтому рекомендации по проведению техобслуживания, указанные в километрах (например, 15-20 000 км.) неактуальны. Данные пожелания автопроизводителя больше соответствуют идеальным условиям эксплуатации
Из этого следует, что нужно брать во внимание более близкие к действительности параметры, то есть моточасы, показывающие реальный износ. Так, менять расходники чаще всего приходится уже спустя половину от рекомендованного пробега
Расчёт моточасов можно найти в технической документации к авто, получить информацию можно также, используя бортовой компьютер (для некоторых моделей).
Как перевести моточасы в километры ?
Переводить отработанные моточасы в километры нужно для того, чтобы определять количество топлива, требуемого для заправки сельскохозяйственной техники. Нужно отметить, что единой правильной формулы для этого не существует.
В первую очередь, все зависит от предприятия, на котором используется сельхозтехника. Некоторые аграрные компании приравнивают 1 моточас к 16 км пройденного пути, другие – берут за один моточас 20 и более километров.
Второй важный фактор – это тип выполняемых работ. Если сельскохозяйственная машина передвигается по прямой дороге для перемещения между участками или перевозки урожая, то, соответственно, за 1 реальный час времени она пройдет сравнительно большое расстояние. При этом в 60 минутах реального времени будет меньше моточасов – за счет меньшей нагрузки на мотор.
Если на определенном отрезке времени трактор используется для пахоты, и его двигатель поддается повышенной нагрузке, значит за 60 минут времени он отработает больше моточасов. При этом дистанция и количество километров, пройденных за 1 реальный час времени, будет меньше.
Современная сельскохозяйственная техника комплектуется массой полезных функций, среди которых электронный блок управления. Он контролирует работу основных механизмов трактора, в том числе скорость вращения коленчатого вала двигателя. Во время эксплуатации машины он записывает данные по оборотам узла и приравнивает их к пройденной трактором дистанции. Благодаря этому оператор получает уже готовые данные о пробеге агрегата за один моточас работы.
Как правильно писать, моточас или мото-час
Если вы всегда пишите грамотно и не допускаете ошибок в написании слов, вам следует знать, что сокращение понятия «моторный час» пишут как «моточас», «моторо-час» или «мото-час». Разные словари предлагают различное написание, это обусловлено тем, что согласно правилу, сложносокращённые слова всех типов, к коим и относится данный термин, должны быть написаны слитно, но если рассматривать сложные единицы измерения, в таком случае слово подпадает уже под исключение, поэтому пишется через дефис. Лингвисты не пришли к единому мнению, и, несмотря на то, что слитное написание считают устаревшим, согласно Словарю сокращений русского языка, а также Орфографическому словарю, «моточас» писать правильно. Такого типа аббревиатуры также всегда пишутся строчными буквами.
Почему моточасы более точный показатель, чем пробег
Дело в том, что машины не только ездят, но и много стоят в пробках, а зимой к тому же немалое количество времени занимает прогрев. Движения авто в такие моменты нет, но двигатель все равно работает. Поэтому пробег, как ориентир времени замены масла в двигателе становится вторичен. Моточас не учитывает лишь процент нагрузки на двигатель, но все равно он гораздо более точен в сравнении с пробегом.
Дилетанты ориентируются на периодичность, которой советуют придерживаться производители. Как правило, это 8-15 тысяч километров пробега или 1 год (выбирается один из вариантов, тот что наступит раньше). Но это просто средние цифры, не отображающие истинного положения дел в конкретном авто, на которое влияет несколько факторов. Особенно важна такая «мелочь», как ресурс моточасов моторных масел.
К тому же в последнее время наблюдается тенденция к увеличению производителями межсервисного интервала замены масла в угоду экономическим и экологическим требованиям. Однако это просто очередная придумка маркетологов для привлечения клиентов, поэтому не стоит верить данному новшеству.
Калькуляция себестоимости работы транспортной техники
Расчет отчислений на социальные нужды: (45 5)*0,26 = 13 р. 6. Расчет общепроизводственных расходов: 45*3 = 135 р. 7. Расчет общехозяйственный расходов: 700 *0,3 = 210 р. 8. Расчет коммерческих расходов: 910*0,1 = 91 р. 9. Расчет прибыли: 1001*0,16 = 160 р. Калькуляция на изделие А
Статьи калькуляции | Сумма, р |
1. Сырье и основные материалы | |
2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий | |
3. Возвратные отходы (вычитаются) | |
4. Топливо и энергия на технологические цели | |
5. Основная заработная плата производственных рабочих | |
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих | |
7. Отчисления от заработной платы производственных рабочих | |
8. Расходы на подготовку и освоение производства | — |
9. Общепроизводственные расходы | |
Итого цеховая себестоимость | |
10. Общехозяйственные расходы | |
11. Потери от брака | — |
Итого производственная себестоимость | |
12. Коммерческие расходы | |
Полная себестоимость | |
Прибыль | |
Цена (без НДС) |
Для планирования затрат на срок год и более используются факторный метод, метод экспертных оценок; экономико-математические методы.
Перевод в километры
Вывести точную формулу, чему равен 1 моточас в км, тоже не удается. Для легковых автомобилей его можно приблизительно приравнять к 12-14 километрам спокойной езды на умеренных скоростях или работы двигателя вхолостую. Таким образом, 15 тыс. км – стандартный интервал для замены масла и некоторых других расходников – это около 200–250 моточасов работы двигателя.
При агрессивной езде, передвижении по плохим дорогам, перевозке грузов или буксировки, требующим часто задействовать полную мощность мотора, моточасы будут «расходоваться» быстрее. А если автомобиль двигается по загруженным улицам или часто прогревается на холостом ходу, этих единиц измерения становится больше, чем пробега. Ведь автомобиль стоит, а ресурс двигателя и некоторых других агрегатов расходуется. Именно поэтому при замене расходников лучше ориентироваться по мото-часам, а не по пробегу.
Расход моточасов фиксирует специальный прибор
Вопрос точного расчета особенно важен для водителей ТС, работающих вдали от квалифицированной помощи (на лесных участках, строящихся объектах, экстремальном отдыхе). Им нужно знать выработку, чтобы вовремя заменить или осмотреть детали во избежание неожиданной поломки. Если ориентироваться на пробег не получается, стоит приобрести счетчик.
Моточас и машиночас – в чем разница?
Многие начинающие пользователи сельхозтехники путают эти понятия, считая, что один моточас – это и есть 1 машиночас работы. На самом деле, разница между этими терминами существенна. Под одним моточасом нужно понимать условную единицу, которая соответствует определенному количеству оборотов коленвала ДВС при номинальном количестве оборотов.
Машиночас – это термин, обозначающий единицу рабочего времени сельхозоборудования, которая нужна для подсчета затрат, необходимых для производства конкретного продукта. Это значение чаще всего используется на средних и крупных аграрных предприятиях, технический состав которого включает определенное количество техники. Использование этого термина позволяет руководству компании подсчитать затраты на подготовку грунта, посев или посадку сельхозкультур, сбор урожая и другие выполняемые работы. Пример подобного расчета можно увидеть в таблице, подготовленной одним из аграрных предприятий.
Для подсчета затрат используются данные по оплате труда сотрудников, количеству задействованной техники, покупке и установке запчастей и топливе, которое пришлось потратить на заправку машин. После этого полученная сумма делится на количество часов реального времени, потраченных на выполнение всего объема работ. В результате руководство предприятия получает близкие к точным данные по затратам на работы, и может спрогнозировать примерную себестоимость работ, которые нужно выполнить в будущем.
Нужно помнить, что 1 машиночас для бензинового и дизельного двигателя – это разные понятия. Как известно, сельхозтехника с дизельными ДВС потребляет меньше горючего, чем машины с бензиновыми моторами. Соответственно, в агрегатах с дизельными двигателями один машиночас будет иметь меньшие значения по затратам на выполнение работ.
Разница между моточасом и машиночасом
Машиночасы обозначают время, которое требуется одной машине для выполнения работы, а также учитывают количество машин. Например, если одна машина убирает улицу от снега на протяжении шести часов, говорят, что было выработано шесть машино-часов. Если на тот же объем работы направили две машины и они убрали улицу за три часа – время работы умножается на количество машин, и в результате получается снова шесть машино-часов. Этот показатель важен для распределения нагрузки на автопарк и планирование выездов. Таким образом, в моточасах измеряется выработанный ресурс двигателя, а в машино-часах – объем работы техники в целом.
Обязательно почитайте: Понижающий редуктор для мотоблока своими руками
Что такое Моточасы?
Моточас – это единица измерения продолжительности работы двигателя. 1 моточас = 1 час работы с номинальными оборотами. Моточас не учитывает степень нагрузки на двигатель (масло несёт повышенную нагрузку), при этом является более точной характеристикой в сравнении с пробегом.Если двигатель работает с переменной нагрузкой (почти всегда из-за пробок/трасс/холостого хода и т.п.), то провести точный расчет моточасов для замера его износа намного сложнее. Чем больше «нагружен» двигатель, тем больше расход им горючего и выше трение в трущихся парах и компонентах. В этом случае расчет возможен по израсходованному топливу. Данный метод имеет свои недостатки, поэтому остановимся на наиболее простом и доступном методе — подсчете моточасов.
Методика для вычисления количества моточасов
Существует несколько методик для вычисления количества моточасов, и для каждого двигателя она может быть отличной. Однако есть «унифицированная» система вычисления, где за основу берутся пробег и средняя скорость, с которой все это время передвигался автомобиль.
Также моточасы нужно рассчитывать исходя из условий эксплуатации автомобиля. Например, если автомобиль ездит в основном по трассе, уместно вычислять его по формуле «n-км пробега делить на среднюю скорость a-км/ч».
Допустим, вы проехали 3000 км на средней скорости 75 часов, соответственно, ваш двигатель наработал 40 моточасов.
В условиях городского режима средняя скорость будет в районе 25 км/ч, и за 5000 пробега вы намотаете 200 моточасов.
У каждого производителя двигателей ресурс масла регламентирован не только пробегом, но и моточасами. В среднем, это 150 моточасов для обычного и 300 моточасов для масла типа Long Life.
Вторым способом также считается разумным высчитывать моточасы согласно расходу топлива, ведь оно «тесно работает» с маслом. Один моточас равен 7,5 литрам топлива. Соответственно 125 моточасов = 15000 км пробега = 937,5 литров топлива.
Есть одно НО. Как правило, мы не знаем, какой ресурс у каждого конкретного залитого нами в двигатель масла.
Оказывается, что моточасы сильно зависят от типа (допуска) масла:
- ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 — 250 моточасов;
- VDS, ACEA E3 — 400 моточасов;
- VDS-2 — 600 моточасов.
В зависимости от качества, сроки эксплуатации масла могут увеличиваться более чем в два раза!Используя физико-химические характеристики масел можно обобщенно сказать, что масло работает от 250 моточасов до 700 моточасов (в последнем случае – это самые лучшие дорогие представители масел, такие как Mobil,Petro Canada,Q8Oils и др.)