Объемный вес бортового камня. типовые размеры и монтаж. контроль качества изделия

Нормативное регулирование по ГОСту

Чтобы узнать о требованиях к качеству ж/б и бетонных бордюров, достаточно заглянуть в официальные документы. Это ГОСТ 6665-91, а также документ ГОСТ 6665-82. Первый документ является более усовершенствованным вариантом второго, но в целом требования в них будут схожими:

  1. Камень изготавливается из мелкозернистого тяжелого бетона плотной текстуры.
  2. Предназначен для отделения проезжей части от тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта.
  3. Бортовые камни могут быть прямыми, въездными или криволинейными. На каждый тип изделия существует своя маркировка.
  4. Могут изготавливаться из бетона, имеющего прочность на сжатие В22,5, В30.
  5. Верхние и нижние грани камней должны быть перпендикулярны друг другу.
  6. Камни длиной до 1 метра изготавливают из мелкозернистого бетона путем вибропрессования. Изделия длиной 3-6 метров делают из тяжелого бетона, обязательно армируют конструкцию.
  7. Маркировка бортового камня состоит из нескольких буквенных значений: первая группа – это тип, длина, высота и ширина, радиус кривизны. Вторая группа – это класс напрягаемой арматуры. Например, БК100.30.18.8, что означает Бортовой камень длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 метров.
  8. Камни должны быть прочными и устойчивыми к трещинам.

Водопоглощение изделий по массе не должно превышать 6% для мелкозернистого бетона и 5% для тяжелого бетона. Водоцементное соотношение не должно превышать 0,40. Смеси бетона для изготовления такого камня должны соответствовать ГОСТ 7473.

Виды, габариты, масса и назначение

Межгосударственный стандарт на железобетонные и бетонные бортовые камни ГОСТ 6665-91 устанавливает классификацию и разновидности применяемых на практике элементов благоустройства. При этом бордюры или бортовые камни, выполненные тяжелых, песчаных или мелкозернистых видов бетонов в соответствии с нормативными требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 26633, предназначенные для отделения газонов, тротуаров, дорог, пешеходных дорожек и прочих зон по своим конструктивным особенностям разделяются на следующие марки:

  • БР – бордюры рядовые прямые. Большая часть территорий дворов и городских дорог обустроена с помощью такого элемента. В сферу его использования входят также благоустройство остановок и отделение газонов, проезжей части и тротуаров, выделение полотна движения трамваев. Длина изделий может варьироваться в пределах от 1 до 6 метров при высоте от 300 до 600 мм и ширине от 150 до 200 мм. Масса изделий марки БР в зависимости от габаритных размеров варьируется от 100 кг до 1170 кг;
  • БУ – элементы прямой конструкции с наличием уширения, которые предназначены для отделения зон газонов, тротуаров, проездов улиц. Длина изделий варьируется от 3 до 6 метров при габаритах ширины и высоты 300 мм и 290 – 320 мм. Продукция марки БУ в зависимости от марки составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БЛ – прямого типа с наличием лотка. Элементы имеют конструкцию с изгибом, которая позволяет отделять зоны тротуаров, дорог, газонов, разграничивать между собой полосы безопасности. При длине 3000 мм изделия имеют ширину 320 мм при высоте от 680 до 1180 мм. Бордюры БЛ отличаются высокой массой, которая в зависимости от размеров камня насчитывает от 1050 кг до 1690 кг;
  • БУП – изделия прямого типа конструкции с прерывистым уширением. Имея нижний рант и верхнюю скошенную часть, бордюр предназначен для выполнения функции отделения газонов, дорог от проезжей части, а также внутриквартальных проездов. При длине от 3000 мм до 6000 мм высота изделия насчитывает 300 мм, а ширина 320 мм. Расчетная масса изделий марки БУП составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БК – криволинейные бордюры. Специальные бетонные изделия, форма которых позволяет использовать их для отделения тротуаров и газонов от проезжей части в местах скругления дорог. При длине 1000 мм блоки имеют стандартную высоту 300 мм при вариативности ширины в пределах от 50 до 120 мм в зависимости от марки. Справочная масса изделий 120 – 140 кг;
  • БВ – въездные блоки, применение которых ориентировано на размещение изделий в местах отделения дорог и проезжей части от газонов в местах въезда на тротуары. Применение бордюрных элементов марки БВ осуществляется совместно с камнями БР соответствующих по своей марке размерам. Длина блоков насчитывает 1000 мм, в то время как ширина составляет 300 мм, а высота варьируется в пределах от 150 до 180 мм. Блоки бордюр БВ весят 100 – 120 кг.

При производстве изделия для изготовления бордюрных камней в соответствии с требованиями отраслевого стандарта находит применение бетон с классом прочности на сжатие В30. Марка бетона по морозостойкости при этом может варьироваться от F100 до F300. Камни, длина которых составляет 1000 мм, по регламенту ГОСТ 6665-91 должны изготавливаться на основе мелкозернистых бетонов по методике вибропрессования для обеспечения высокого качества и прочностных, физико-механических характеристик. При этом из состава раствора исключаются снижающие прочность воздушные прослойки, добиваясь максимальной плотности и однородности среды. Элементы, длина которых насчитывает 3000 мм и 6000 мм, производятся на основе тяжелых марок бетонов и для упрочнения подвергаются армированию.

Готовые камни должны обладать высокими характеристиками в области прочности и трещиностойкости, проходя испытания нагружением в заводских условиях. Предельно допустимые отклонения длины камней от линейных размеров насчитывают ±8 мм для изделий длиной 1000 мм и ±10 мм при длине 3000 мм и 6000 мм. Погрешность по высоте и ширине составляет от ±4 до ±6 мм. Толщина защитного слоя бетона армированных бордюрных камней должна составлять не менее 5 мм. На поверхности изделий допускаются трещины толщиной до 0,2 мм.

В качестве элементов армирования при производстве изделий выступает напрягаемая горячекатаная стержневая арматура с периодическим профилем классов А-IV и А-V в соответствии с регламентом отраслевого стандарта ГОСТ 5781. Для монтажа и укладки блоки оснащаются специальными монтажными петлями, предназначенными для строповки камней, их подъема, погрузки, перемещения и позиционирования.

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Профнастил: технические особенности, основные размеры и характеристики листа Тротуарный бордюр комфортабельный в установке, что считается признанным положительным качеством этого вида продукции. Достаточно исполнять такой порядок проведения работ:

  • Ведется разметка территории с учитыванием показателей ландшафта.
  • Согласно сделанной разметке вбиваются колья, между которыми натягивается нить. Это будет уровень части сверху бордюра.
  • После вырабатывается канава по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3 от верхней точки камня, ширина – на 10 сантиметров больше размера блока.
  • Днище канавы уплотняют, чтобы исключить проседание грунта.
  • Заливается раствор цемента и песка. Предлагаемое соотношение материалов 1:3 для цемента и песка естественно. Смесь обязана иметь подвижность комфортную для заливки, однако не быть чрезмерно жидкой.
  • Установить бордюр по уровню шнура. Камни равняют по высоте, подкладывая под низ раствор.
  • Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа, чтобы раствор схватился.

После пустое пространство канавы наполняют грунтом, который следует внимательно затрамбовать. На финальном этапе выполняется монтаж тротуара.

Нестандартные размеры бордюров

Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.


Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

  • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
  • 390*190-90 и массой около 15 кг;
  • 500*240*35, вес 9 кг.


Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.


Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

  • длина от 70 см до 2 метров,
  • ширина — от 80 мм до 200 мм,
  • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

Садовый бордюр

Размер: 500х210х70 мм

Масса 1 шт. — 13 кг

Кол-во на поддоне: 50 шт.

Класс бетона — В30

Стоимость садового бордюра:

60 руб.шт. (цвет — серый)

100 руб.шт (цветной)

В сравнении с бордюром БР100.20.8, садовый имеет меньшую длину – 0,5 метра, и сопоставимые размеры по высоте – 21 см; ширине – 7 см. Весит — 13 кг. Основное назначение – устройство садовых дорожек, клумб и отделение друг от друга различных по функциональному назначению зон участка.

За счет небольшого веса с садовым бордюром можно работать без помощников. Кроме того, изделия полуметровой длины лучше вписываются в геометрию цветников и дорожек – их практически не нужно резать.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.

Схема и положение камня при испытании приведены на черт. и в табл. .

Р —

контрольная нагрузка.

Черт. 1

Таблица 7

Марка камня Положение камня при испытании l

, мм

а,

мм

БР300.30.15 3000 750
БР300.30.18
БР300.45.18
БР300.60.20
БР600.30.15-A-IV 6000 1500
БР600.30.18-A-IV
БР600.45.18-A-IV (A-V)
БР600.60.20-A-IV (A-V)
БУ 300.30.29 3000 750
БУП300.30.32
БУП300.30.29
БУП300.30.32
БУП600.30.32 6000 1500

Максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.

Испытание камней нагружением проводят после достижения камнями прочности на сжатие в 28-дневном возрасте.

3.2. Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690.

При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1.

3.3. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 — ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 при насыщении образцов бетона камней перед испытанием 5 %-ным водным раствором хлорида натрия.

При этом допускается снижение прочности на сжатие бетона образцов не более чем на 5 % и потеря их массы не более чем на 3 %.

3.4. Водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3.

3.5. Удобоукладываемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181.

3.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси с воздухововлекающими добавками контролируют по ГОСТ 10181.

3.7. Контроль сварных арматурных изделий следует проводить по ГОСТ 10922 и ГОСТ 23858.

3.8. Силу натяжения арматуры, контролируемую по окончании натяжения, измеряют по ГОСТ 22362.

3.9. Размеры и положение арматурных изделий в камне, толщину защитного слоя бетона до арматуры следует определять по ГОСТ 17625 или ГОСТ 22904.

При отсутствии необходимых приборов допускается определение указанных параметров вырубкой борозд и обнажением арматуры камня с последующей заделкой борозд и мест обнажений арматуры мелкозернистым бетоном или бетоном, из которого изготовлен камень.

3.10. Размеры, отклонения от прямолинейности и перпендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.

Длину криволинейных камней измеряют по верхнему краю выпуклой стороны, а отклонение профиля лицевой поверхности от номинальной кривизны проверяют шаблоном.

Устройство земляного ящика

Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

1 — автогрейдер; 2 — песок; 3 — разложенные камни; 4 — автокран; 5 — установленные бортовые камни

Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

1 — отвал автогрейдера; 2 — нож; 3 — дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 — болты М12

По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

Сколько весят садовые и тротуарные бордюры

Зачастую весовой показатель для оформления сада и тротуара небольшой. Прочные, привлекательные формы позволяет получать метод вибропрессования, как у плит согласно ГОСТ 17608 91 тротуарная плитка. Зачастую его масса варьируется в пределах от 35 до 50 килограмм. Садовый бордюр не нуждается в большем, поскольку не предполагает больших нагрузок.

Для укладки на проезжей части, как правило, выбирают бордюрный камень ГОСТ 6665 91, который обеспечивает достаточную степень надежности для передвижения автотранспорта.

Правильный вес бордюра в зависимости от его назначения соблюдается профессиональными мастерами при изготовлении бетонных изделий.

Источник

Для приусадебного участка и дачи

Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бортовых камней. Его функции те же, что и в городской черте – защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень. Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.

Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.


Размеры садовых бордюров.

Вас также могут заинтересовать размеры тротуарной плитки.

Размеры и характеристики бордюра по ГОСТу

  • БР100.30.15 – отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР – бордюрный камень; 100 – длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
  • БР100.22.15 – низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
  • БР100.45.18 – высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина – 1 метр, ширина – 18 сантиметров, высота – 45 сантиметров. Масса одного элемента – 180 кг.
  • БР100.20.8 – садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня – около 40 кг, длина – 1 метр, ширина – 8 сантиметров, высота – 20 сантиметров.

Что собой представляет пластиковый бордюр для дорожек подскажет данный материал.

Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.


ГОСТ бортового камня из горных пород.

ГОСТ 6665-91 распространяется на изделия из бетона и железобетона (бордюрные камни). Этим документом регламентируется форма и размеры изделия, марка бетона, используемая для изготовления, и показатели материалоемкости.

  • БР100.30.15 – отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
  • БР100.30.18 – отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
  • БР300.45.18 – предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
  • БР300.60.20 – отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
  • БР100.20.8 – отделяет тротуары от газонов.
  • БУ300.30.29 – отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
  • БУ300.30.32 – отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
  • БЛ300.32.68 – используется для устройства полос безопасности.
  • БВ100.30.18 – для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
  • БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 – применяются при оформлении криволинейных участков.

Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.


Размер, объем и масса бортовых камней.

Изготовление бордюрного камня

Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.

Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями – щебнем, гравием, доменным шлаком. Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.

Государственными нормами рекомендуется изготовление бордюрного камня путем вибропрессования.

Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.

Всю информацию про размеры поребрика найдете тут.

Этапы производства

Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.

Способы изготовления

Бордюрный камень для дачи, размеры и цена которого могут отличаться у разных производителей, удобно классифицировать по технологии изготовления. В продаже имеются изделия, выполненные одним из двух методов:

  • Вибролитье. В процессе используются подвижные жидкие бетонные смеси, которые выдерживаются в формах на вибростоле, а затем доводятся до готовности.

  • Вибропрессование. Для производства используют полусухие жесткие бетонные смеси. Их помещают в формы на вибростоле, дополнительно уплотняют при помощи пресса, а затем отправляют в камеру на выдержку.

Разноцветный бордюр для тротуарной плиткиИсточник postroysia.ru

Бордюры, полученные методом вибролитья, уступают по параметрам вибропрессованным изделиям. Блоки имеют пористую поверхность и однообразны по цвету (в основном, серые); изготовление в цвете существенно повышает цену. Изделия характеризуются меньшим сроком эксплуатации и склонностью к образованию сколов, из-за чего страдают размеры и внешний вид. Такие блоки содержат повышенное количество капиллярных пор, что означает усиленное водопоглощение и низкую морозоустойчивость.

Вибропрессованные бордюры отличаются высокой прочностью при эксплуатации (срок службы от 15-20 лет) и морозоустойчивостью (капиллярные поры отсутствуют). Блоки имеют облицовочный слой, ровный и устойчивый к образованию трещин. Это дает возможность подрезать борт под нужным углом и образовывать ровные стыки. Технология позволяет изготавливать элементы различных цветов, что благоприятно сказывается на эстетичности результата.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.

Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде — это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

  1. Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция

1:3

). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.

Затем добавляют щебень в соотношении 3 части

камня на1 долю сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.

После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня

. После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

3.4. Обязательные организационно-технологические правила

1. Перед устройством отмосток следует произвести обратную засыпку пазух, требуемая плотность песчаного грунта при засыпке пазух должна быть не менее 0,98.

2. Засыпка производится послойно экскаваторами, бульдозерами, экскаваторами-планировщиками. При этом толщина слоя песка должна быть не более 70 см, для супеси и суглинка – 60 см, для глины – 50 см.

3. Уплотнение засыпаемого грунта в пазухах осуществляется гидромолотами типа СП-62, СП-71, «Раммер», вибромолотами ДУ-90, ДУ-91. Для уплотнения грунта до К-0,98 время уплотнения грунта по одному следу должно быть 20 сек.

4. Грунт уплотняют, начиная с зон возле конструкций здания, а затем двигаются в направлении к краю откоса, при этом каждый последующий проход трамбующей машины должен перекрывать след предыдущей на 10 – 20 см.

5. При работе по уплотнению грунта вблизи конструкций возводимого здания, мест ввода коммуникаций и других труднодоступных мест должны применяться электротрамбовки типа ИЭ-4505, ИЭ-4501А.

6. Выполненные работы предъявить авторскому и техническому надзору и составить акт на скрытые работы.

7. Отметки верхнего слоя уплотняемого грунта должны строго соответствовать проекту.

8. К работам по устройству отмосток и установки бордюрного камня допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний проводится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.

9. За соблюдение правил техники безопасности при устройстве отмосток и установке бордюрного камня несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

10. Отмостки должны устраиваться у всех возводимых зданий. Ширина отмосток 0,75 м с поперечным уклоном от здания не менее 2 %.

11. Конструкция отмосток может выполняться двух типов:

Тип 1. По уплотненному земляному полотну (Купл.= 0,98 ¸ 1,0) укладывается песчаный подстилающий слой 10 см, полиэтиленовая пленка и слой литого бетона 10 см.

Тип 2. По уплотненному земляному полотну (Купл.= 0,98 ¸ 1,0) укладывается песчаный подстилающий слой 10 см, и железобетонные плиты следующих типоразмеров 3,0´0,75´0,08; 1,5´0,75´0,08; 0,75´0,75´0,08; 0,30´0,75´0,08 (в м). Указанные типоразмеры плит позволяют устраивать отмостки у возводимых зданий любой конфигурации.

Вместо железобетонных плит в покрытие отмосток можно укладывать тротуарные плиты размером 0,75´0,75´0,08м, выпускаемые по ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные».

12. Последовательность работ по установке бордюрных камней следующая:

– инструментальная разбивка;

– подготовка земляного полотна;

– подготовка бордюрных камней к установке;

– установка опалубки;

– устройство цементобетонного основания;

– установка бордюрных камней;

– укладка цементобетона в опалубку;

– заделка и расшивка швов.

13. При установке длинномерных бордюрных камней монолитное цементобетонное основание не устраивается.

14. Бордюрные камни доставляют на объект в специальных контейнерах (поддонах). Разгрузку и установку камней производят автокраном КС-2561К-1 и погрузчиком ТО-30.

15. Бордюрные камни устанавливаются при помощи машин или, чаще всего, вручную с применением приспособлений.

16. Перед установкой бордюрных камней длиной 1 м по тщательно выровненному и уплотненному земляному полотну распределяют песчаный подстилающий слой толщиной 10 см (подушку). Установку бордюрных камней производят по шнуру, натянутому между специальными металлическими штырями на высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней.

17. С двух сторон бордюрного камня устраивают бетонную обойму высотой 10 см в деревянной или металлической опалубке.

18. Длинномерные бордюрные камни из железобетона длиной 3 и 6 м устанавливаются на песчаное основание автокранами грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т.

19. Гранитные бордюрные камни устанавливают на бетонную подушку, главным образом при помощи бордюроукладчиков.

20. Швы между бордюрными камнями заполняются цементным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементным раствором состава 1:2.

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку

Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик

То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

    Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

  • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
  • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
  • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector