Как сделать навес из бруса своими руками
Содержание:
- Материалы каркасного навеса для автомобиля
- Создание навеса
- Конструкции навеса и их особенности
- Как сделать навес для машины
- Оптимальные размеры для конструкции
- Чем выложить площадку
- Материалы
- Выбор кровельного материала
- Особенности размещения навесов на даче и возле дома
- Материалы для навеса
- Особенности размещения навесов на даче и возле дома
- Изготовление стационарного навеса
- Навесы каких конструкций существуют?
- Подбираем размеры и делаем чертеж
- Какой сделать крышу?
- Особенности подготовки места
- Список полезных функций
Материалы каркасного навеса для автомобиля
При возведении навеса важно выбрать правильный материал для каркасной системы. Выбранный вариант будет зависеть от того, автономная конструкция или к ней примыкает дом или беседка
Навесы из дерева
Деревянный навес быстро строится и его можно соорудить своими руками. Конструкция из бруса может прослужить долгие годы, если ее обработать специальными защитными составами. Каркас из древесины для машины может быть прикрыт поликарбонатом, шифером, черепицей или ондулином.
Из древесины можно создать мощные опорные элементы
К бюджетным материалам на дачу относятся деревянные бруски. Они характеризуются высоким эксплуатационным сроком. Чтобы материал прослужил долгие годы, его следует обработать антисептическими препаратами.
Навес на деревянном каркасе обладает такими преимуществами по сравнению с металлическими конструкциями:
- экологичность и безопасность материала;
- небольшой вес конструкции;
- простота обработки и монтажа;
- небольшая стоимость.
Деревянная постройка консольного типа
Решая, как сделать прикрытие для автомобилей, нужно учитывать, что они бывают стационарные. Также проект для дачи может выглядеть, как пристройка к дому. Существуют разные способы, как установить деревянные столбы. Чтобы увеличить их устойчивость опоры нужно дополнительно бетонировать. Односкатный навес может применяться, как дополнение к существующему строению. Установка подобных конструкций требует определенные чертежи. Один край конструкции опирается на стену здания, а второй – на стойки.
Автономные сооружения для авто опираются на четыре стойки. На фото представлены разные варианты подобных конструкций. Если предполагается установка нескольких машин, то и количество опорных элементов увеличивается.
Чертеж для односкатной кровли
При возведении деревянных конструкций вам помогут некоторые правила:
- возведение опор необходимо выполнять из оцилиндрованного бревна или профилированного бруса. Для возведения стропильной системы понадобятся бруски небольшого диаметра;
- кровельный материал необходимо подбирать с учетом наклона ската и устройства стропильной конструкции. Поликарбонат рекомендуется для настилов различной конфигурации. Профнастил можно применить для односкатных двускатных кровель. Для мягкой черепицы нужна сплошная обрешетка;
- покрытие должно иметь определенный наклон в 5-10 градусов.
Постройка из бруса
Как правило, навесы, пристроенные к зданию, выполняются во всю длину смежной стены. Средняя высота конструкции из дерева должна быть около 2-2,5 метра.
Навес для машины из металла
Можно сделать функциональный и надежный металлический навес своими руками. Чаще всего для укрытия применяется швеллер, уголок, а также обычная или профильная труба. Монтаж можно выполнить из облегченных материалов, на которые укладывается тент или ондулин. Для капитальных каркасных систем можно использовать еврошифер или металлочерепицу.
Красивые идеи на дачу вы можете посмотреть на фото. Металлические элементы являются достаточно надежными и могут прослужить долгие годы. Можно использовать и готовые решения, например, разборные или сборные. Они чаще всего бывают стандартных размеров.
Чтобы самостоятельно соорудить металлические конструкции, необходимы чертежи. Установку можно выполнить из металлических уголков, швеллеров и труб.
Пользуются популярностью и кованые сооружения. Такие постройки относятся к дорогостоящим, и для их возведения требуются специалисты. Чтобы сделать качественную конструкцию нужно учесть размеры машины, установку каркасной системы и материалы покрытия. При сочетании всех этих характеристик можно соорудить качественную постройку.
Компактная металлическая конструкция
Создание навеса
Сначала необходимо сделать правильную разметку. Для этого необходимо сделать конструкцию из обноски и бечевок. Обноска – это дополнительное изделие, помогающее ровно разметить месторасположение опорных столбцов навеса. Таких изделий нужно 10 штук.
Размерные характеристики крыши составляют 3 м на 6 м. Разметьте место с подобными размерами. Потом на расстоянии 30 сантиметров от каждой из 4 угловых точек вкопайте в грунт по 2 обноски. По двум длинным сторонкам площадки от угловой точки отмерьте 3 метра. Здесь должны быть расположены центрального типа опоры.
Отступив от этой области 20-30 сантиметров, вкопайте в грунт еще две обноски слева и справа. Натяните бечевки между обносками: по периметру площади и между точками поставьте центральные опоры.
Затем потребуется поставить столбы для опоры. Это можно сделать с помощью нескольких способов: посредством снимаемого анкера или с помощью двустороннего анкерного крепежа.
Откопайте ямы в виде цилиндра глубиной 0,60-0,90 м. Всего необходимо откопать шесть ям. Подготовьте бетонную смесь. Для бетона в емкости, смешайте цементный состав, песок, и гравий в пропорции 1:3:5, еще налейте воду. Добавьте в ямы прослойку бетона толщиной 5 см и опустите трубы, которые станут опалубкой для фундаментальной конструкции.
Закрепите трубы досками. Заполните их бетонной смесью. Если вы решили поставить столбцы, загрузив их в бетонную смесь, то делайте это быстро. Выровняйте их по уровню и создайте подпорки из досок. Застывает бетон примерно три дня. Самый простой вариант монтажа – это применение снимаемого анкера, который ставится на застывшую бетонную смесь.
Затем прикрепите к столбам опорного типа балки. Доски прикрутите самонарезающими шурупами к столбцам таким образом, чтобы доски выступали за края столбов на 3 см.
Для увеличения жесткости конструкции, особенно если вы монтировали столбы посредством анкеров, желательно применять распорки, и прикручивать самонарезающие шурупы к столбам, балкам для опоры.
Конструкции навеса и их особенности
Сегодня можно встретить два основных вида конструкции навеса для машины – стационарный и пристройка к дому.
Постройка навеса для авто своими руками в виде пристройки не отнимает слишком много времени. Но лишь в том случае, если выбрать оптимальный материал и учесть все нюансы дизайна дома. Закрепление навеса происходит следующим образом: одна его часть крепится к стене, а вторая устанавливается на опорные столбы.
Для устойчивости конструкции выполняют бетонирование столбов. Их также можно установить и на ранее созданную бетонную площадку. В качестве материала чаще всего выступает металлопрофиль или деревянный брус (прочитайте: «Как сделать навес из бруса своими руками – правила строительства навеса из дерева для машины»). При своеобразных вариантах садового декора можно использовать каменные, бетонные или кирпичные опоры. Они, как правило, подойдут для всех садовых участков. Но с этим нужно определиться до того, как сделать навес для машины своими руками.
Для создания стационарного навеса под машину вся конструкция устанавливается на опорные стойки. При этом шаг установки должен составлять от 1 до 1,5 метра. В данном случае все зависит от веса кровельного материала и конструкции.
По размерам навес может быть рассчитан на размещение одной, двух или больше машин.
Как сделать навес для машины
Рассмотрим подробнее, как построить навес на одну или две машины, используя пиломатериал или металлопрофиль для изготовления каркаса.
- Подбирается подходящее место, выполняется разметка согласно проекту.
- Подготавливаются к монтажу опорные стойки, причем их высота должна быть рассчитана с учетом особенностей фундамента.
- Площадка и фундамент. О принципах обустройства площадки было рассказано выше. Для сооружения фундамента используются готовые блоки, уложенные по разметке — опорные стойки прямоугольного сечения монтируются на них с помощью кронштейнов и уголков. Круглые стойки проще установить в специально вырытые приямки и забетонировать. Для набора прочности бетону потребуется около недели, монтажные работы на это время следует прекратить. В жару бетон увлажняют, чтобы не допустить пересыхания и растрескивания.
- Монтаж стропильной системы в соответствии с проектом. В первую очередь крепятся связи между опорными стойками, затем – стропила и обрешетка.
- Крепление кровельного материала. Технология укладки и выбор крепежных инструментов зависит от типа кровельного настила.
- Установка боковых стенок, если это предусмотрено проектом.
Примерная схема для сборки навеса
Заключение
Построить навес для машины можно полностью самостоятельно, либо обратившись к специалистам за помощью:
- в подготовке проекта, если планируется арочная крыша или велика длина пролетов;
- в сварке металлических конструкций;
- в изготовлении кованых элементов и т.д.
Оптимальные размеры для конструкции
Параметры навеса для машин могут быть различными, в зависимости от разных факторов: размера машины, их количества, наличия достаточного места для постройки. Для легковых автомобилей можно строить навес размерами 5 х 2.3 м. Если говорить об универсальном сооружении, которое подходит для внедорожников, кроссоверов и микроавтобусов, то подойдут параметры 6.6−3.6 м. Для того чтобы навес для двух машин был удобен и не занимал много места, на участке берутся оптимальные размеры 5.3−6.9 м.
Высота навеса проектируется в зависимости от высоты машины, а также учитывается размер верхнего багажника, если такой имеется. Очень низкое сооружение не будет удобным в использовании, особенно при выходе из машины. Оптимальная высота может колебаться минимум от 1.9−2.2 м. Но в то же время, если постройка окажется выше необходимого, то дождь и снег могут попадать на автомобиль.
При самостоятельном изготовлении сооружения рекомендуется скачать в интернете готовые чертежи и инструкции по установке. Когда ни один чертёж не подошёл, то можно взять уже существующий и изменить его под свои требования.
Чем выложить площадку
Самый простой и недорогой способ сделать площадку под автонавесом — засыпать ее гравием. Для этого надо будет снять дерн, вкопать бордюр, насыпать щебень и хорошо его утрамбовать с использованием трамбовочных платформ. Тогда площадка будет жесткой и колеи не образуются.
Утрамбованный щебень — хорошее покрытие для машинной стоянки
Более популярны в последнее время площадки, вымощенные тротуарной плиткой или брусчаткой. Они имеют более привлекательный вид, но их устройство обходится дороже. Подготовка начинается также: сначала снимается грунт. Но котлован делают глубиной порядка 20-25 см. На дно насыпают щебень, который тоже хорошо трамбуют. Затем на щебень желательно расстелить слой геотекстиля. Это нетканый материал, который не даст просыпаться песку, который будет насыпан сверху, и смешаться с гравием. Также геотекстиль равномернее перераспределяет нагрузку, не давая основанию просесть под колесами авто (его применяют при строительстве дорог). На него уже насыпают слой песка, который тоже утрамбовывают. В песок укладывают тротуарную плитку, клинкерный кирпич, булыжник и другие подобные материалы.
Покрытие из тротуарной плитки
В середине по затратам находится площадка из бетона. Основание подготавливают тоже из утрамбованного щебня. На него на расстоянии в 1 м укладывают деревянные планки, которые выставляют в уровень или с небольшим уклоном для стока воды. Эти планки служат маяками при заливке, а затем играют роль демпферных швов, компенсируя температурное расширение бетона. При таком строении трещины появляются реже.
Между планками укладывают металлическую сетку из оцинкованной проволоки. Можно, конечно, нержавеющую, но она дорогая. Толщина проволоки 3-4 мм, ячейка 10*10 см. Сверху заливают бетоном не ниже М 250. Толщина слоя бетона — 7-10 см.
Бетонная площадка под навесом для авто
Материалы
Навес для машины на дачу строят из легких, но прочных материалов. Учитывается, какие инструменты есть в наличии у мастера. Для строительства каркаса чаще используют следующие материалы:
Достаточно часто несущие конструкции строят из дерева. Древесина отличается определенной простотой в обработке, выглядит красиво, гармонирует с ландшафтным дизайном дачи. Опоры строят из бруса 15х15 см или бревен диаметром 15 см. Каркас собирают из балок и досок. Возведение конструкции не займет много времени. Она будет прочной, практичной и долговечной при условии специальной обработки — защитными составами.
Недостатком навеса из дерева является его способность воспламеняться. Без правильной обработки материал подвержен гниению, атакам насекомых. Поэтому опоры обязательно обрабатывают антипиреном, антисептиком, покрывают лаком или краской. Хорошо использовать и огнезащитную пропитку.
Из металла строят надежные, прочные опоры, устойчивые к ударам и высоким нагрузкам. Для этого используют металлический профиль 8х8 см, кованые элементы, трубы диаметром 10 см. Соединения выполняют при помощи сварки или болтов. Металлический каркас требует использования специального инструмента, поэтому монтаж потребует больше сил и умений от мастера.
Металлические конструкции регулярно покрывают защитными составами, чтобы они не ржавели. Эту работу проводят примерно раз в год.
Опоры можно построить из кирпича, камня. Мастер должен иметь навыки строителя и использовать в работе соответствующие инструменты. Но большинство дачников обладают такими навыкми и арсеналом шпателей и пр. Несущие элементы, построенные из кирпича и камня, смотрятся красиво, сочетают с фасадом дома, построенного из таких же материалов. Получаются прочные опоры, которые не подвержены внешним воздействиям.
Бетонные опоры устойчивые, выдерживают вес практически любого кровельного материала. На их строительство требуется больше времени. Бетонный раствор набирает прочности в определенных условиях. Он не должен сохнуть слишком быстро, поэтому на строительство опор потребуются дни. Зато срок их эксплуатации составляет несколько десятков лет.
Выбор кровельного материала
Вместо многочисленных критериев выбора можно применить один принцип — использовать тот же материал, что и для крыши главного дома. Оправданность монолитного варианта вырастает, если навес представляет собой пристройку. Для кровельного материала на стропильной конструкции делают обрешетку из поперечных планок или полотен. Под жесткие покрытия формируют решетку, а под мягкие — сплошной вариант из полотен. При этом точную информацию о шаге для разреженных обрешеток, а также о конфигурации в целом указывают производители. Жесткое покрытие однозначно лучше. Причем один из вариантов, профнастил подходит для самостоятельной сборки. Если же брать поликарбонат, то лучше — многокамерный. Как минимум с 3 рядами пластика и 2 рядами ячеек — для защиты автотранспорта от нагрева. По этому же принципу можно брать кровельный материал светлых оттенков.
Поликарбонат
Покупатель обычно получает 2 опции: монолитный материал или сотовый. Они почти не отличаются по стандартной ширине листа — около 2000 мм. У сотового есть длинные модели панелей по 6 и 12 м, а у монолитного стандарт равен 3 м. По удельному весу монолитные хуже, ведь почти в 6 раз тяжелее: 7,2 кг/м² при 1,3 кг/м² у сегментированных. У последних больше радиус изгиба. Монолитный поликарбонат служит до 25 лет, а менее надежный сотовый — всего 10.
Сегментированный материал обладает более высокой сопротивляемостью теплопередаче. А вот коэффициент светопропускания примерно равный. У сотового он соответствует 82 %, а у другой разновидности — 85 %.
Подобрать идеальную толщину помогут СНиП II-3-79 и СНиП 21-01-97. Защиту от сильного ветра обеспечат модели толщиной от 6 до 8 мм. Панели толще 10 мм ставят из-за сложных погодных условий.
Профнастил
При выборе профнастила обращают внимание на 5 критериев, не считая вопроса доставки. В том числе на такие:
- Толщина;
- Внешний вид;
- Особенности волны;
- Ровность краев;
- Цена.
Первый из них, толщину подбирают по принципу «чем больше показатель, тем лучше». Если применять настил для кровли, то работает и второе правило: не должно быть избыточной нагрузки на основание. Для кровли на участке подойдет толщина от 0,5 мм и больше. Листы следует проверить на пятна и царапины. Это второй момент. В свою очередь, геометрия волны определяет совместимость с крышей. Смотрят габариты и толщину гребня. У хорошего профнастила края — идеально ровные и не имеют зазубрин. Плохой по этому критерию материал покроется ржавчиной в местах с недостатками. Не стоит покупать профлист с большой толщиной и низкой ценой. Вероятно, он некачественный или вообще является подделкой. Проблемой иногда становится доставка, ведь листы в этот момент могут гнуться и портиться.
Черепица
Бывает твердой и мягкой. Люди предпочитают битумную и металлочерепицу.
Мягкую не кладут при отрицательных температурах, ведь она частично затвердевает и становится хрупкой. По ней нельзя ходить в жару — в таком случае она размягчается. С другой стороны, битумная черепица дает минимум отходов на изогнутых поверхностях. Мягкой черепицей отделывают сложные форменные элементы. В плане долговечности у нее тоже есть преимущество, но все зависит от эксплуатации. При максимуме в 50 лет у металлочерепицы, битумная может прослужить аж 70 лет.
Твердая черепица — более надежная и практичная. Она не деформируется, обладает высоким температурным пределом. Но из-за резких сходов снега на ней порой ставят систему для его задержания. Это дополнительные расходы. В числе недостатков металлической черепицы есть также проблема резонирования шумов.
Особенности размещения навесов на даче и возле дома
Перед тем как делать своими руками постройку, обязательно проведите кропотливую работу по созданию схемы. Предусмотрите удобство проезда к летнему гаражу, из чего выполнены столбы, какой кровельный материал будет использоваться. Составьте чертеж с размерами ширины, длины постройки. При желании купите готовые проекты.
Прежде чем построить автонавес, выбираем подходящее место на территории участка, выравниваем площадку, убираем препятствия. Низинный участок засыпаем песком, щебнем, обустраиваем ливневки. Стоянке тяжелого автомобиля потребуется армированная бетонная плита.
Материалы для навеса
Чтобы выполнить качественный и долговечный навес для автомобиля из дерева своими руками требуется основательно подготовиться. Для начала стоит понять, из каких частей состоит конструкция, обычно в нее входят каркас и кровля. Наиболее ответственным считается каркас, поэтому он должен быть выполнен из прочных материалов. Каркас для навеса автомобиля моет выполняться из следующих вариантов материала:
- Дерево. Этот материал считается самым доступным и практичным. Он легко поддается обработке, не требует применения специальных инструментов для резки и соединений. Но все-таки по сравнению с другими видами основ, древесина не долговечна. Материал со временем трескается, портится, гниет, покрывается грибком. И чтобы увеличить срок службы необходимо применять особый уход. Дополнительно поверхность дерева рекомендуется обрабатывать пропитками, лаками, защитными красками;
- Стальная профильная труба. Для того чтобы выполнить навес для авто своими руками из металла требуется сварочный аппарат. Но готовая конструкция сможет прослужить несколько десятков лет. Однако у стальной профильной трубы имеются негативные стороны – под кровлю широких навесов требуется создание криволинейных ферм. Если этого не сделать вся конструкция может обрушиться под тяжестью снега;
- Комбинированные варианты. Зачастую при сооружении навеса для автомобиля применяется сразу два вида материала. Красиво и стильно выглядят сооружения со стальным каркасом и обшивкой из деревянной рейки. Они сочетают в себе долговечность и стильный дизайн.
Особенности размещения навесов на даче и возле дома
Перед тем как делать своими руками постройку, обязательно проведите кропотливую работу по созданию схемы. Предусмотрите удобство проезда к летнему гаражу, из чего выполнены столбы, какой кровельный материал будет использоваться. Составьте чертеж с размерами ширины, длины постройки. При желании купите готовые проекты.
Прежде чем построить навес, выбираем подходящее место на территории участка, выравниваем площадку, убираем препятствия. Низинный участок засыпаем песком, щебнем, обустраиваем ливневки. Стоянке тяжелого автомобиля потребуется армированная бетонная плита.
Изготовление стационарного навеса
Для изготовления небольшого навеса для одной машины будут нужны следующие расходные материалы:
- три мешка цемента;
- песок;
- щебенка с мелкой структурой;
- опоры из дерева – 6 штук;
- доска с размерами 3х10х60 см – 15 штук;
- брус 5×15×60 см – 13 штук;
- кровельные материалы, подойдет поликарбонат, шифер, металлочерепица. Всего потребуется 18 кв.метров;
- болты с размерами 10х150 – 10 штук;
- саморезы для металлочерепицы – 160 штук;
- 500 грамм гвоздей.
Чтобы выполнить навес с двускатной крышей важно делать все правильно в соответствии со схемой. Чертежи в этом деле будут необходимы, они помогут рассчитать все элементы и позволят произвести разметку расположения всех важных частей сооружения
Перед тем как сделать навесы из поликарбоната для машины своими руками, подготавливаются все необходимые пиломатериалы. Они обрабатываются антисептическими покрытиями, которые позволят их защитить от насекомых, плесени и грибкового поражения.
При помощи рулетки производится разметка длины и ширины постройки. Далее натягивается веревка или шнур, по которому будут устанавливаться опорные элементы. В каждом углу будущего навеса устанавливается по одному опорному столбику, также они размещаются вдоль стен через каждые 3 метра. Затем выкапываются отверстия в земле на глубину до половины метра.
Процесс возведения навеса
В отверстия в земле опускаются столбы
Важно убедиться в их равномерном углублении, для этого используется уровень или длинная доска. После того как крайние опорные элементы будут полностью выровнены можно приступать к установке промежуточных столбов
Необходимо обеспечить, чтобы на поверхности крыши не задерживались остатки от осадок, мусора. Для этого требуется сделать перепад высоты между левой и правой сторонами строения. Размер перепада должен быть не меньше 4,5 см. Чтобы опоры прочно стояли на своих местах они заливаются цементным раствором. Его готовят из щебня, цемента и песка в пропорции 4:2:1. Сверху стоек размещается брус с размерами 5х15х60 см. Расстояние между каждыми брусьями должно быть около 80 см. Поперек навеса также выкладываются брусья. В центре и по краю балки скрепляются при помощи досок 3×10×60 см и гвоздей. В конце устанавливается кровля. Она прикрепляется при помощи саморезов, а все лишнее срезается.
Для этого по периметру навеса устанавливаются отливы. По всей длине фиксируются специальные крепления для водосточных желобов, они прикручиваются саморезами. А затем в крепежи монтируются отливы.
Сооружение навесов для автомобилей является не простой задачей, но выполнимой. Главное все нужно заранее продумать и подготовить, правильно рассчитать. В этом деле помогут чертежи или схемы, которые можно сделать самому или использовать уже готовые варианты. Предварительные расчеты помогут приобрести необходимое количество материала, а также позволят все сделать, так как нужно.
Источник статьи: http://glav-dacha.ru/naves-dlya-mashiny-iz-dereva/
Навесы каких конструкций существуют?
Выбирая строительный материал для обустройства навеса, многие владельцы загородных участков останавливают свой выбор на дереве. Навесы из дерева, в сравнении с металлическими конструкциями, обладают рядом неоспоримых достоинств, основные среди которых:
- Экологичность материала;
- Легковесность возведенной конструкции;
- Простота монтажа и обработки (полировка, покраска или лакировка);
- Невысокая стоимость.
Навесы для машин бывают двух разновидностей: стационарные конструкции и пристройки к зданию.
Чтобы пристройка деревянного навеса для автомобиля создавала вместе с другими строениями на участке единый гармоничный архитектурный ансамбль, при его возведении следует использовать такие же отделочные строительные материалы. Для повышения устойчивости конструкции столбы дополнительно бетонируют, или устанавливают их на ранее подготовленной бетонной площадке.
Пристраиваемые навесы выступают своеобразным продолжением уже существующего строения. Одним концом навес опирается на стену дома, а другим – на стойки
Навесы для автомобилей из дерева могут представлять собой и отдельно стоящие стационарные постройки. Для обустройства таких сооружений используется не менее четырех опорных стоек
Планируя построить навес, расчитанный на размещение сразу двух-трех машин, количество стоек может возрасти до восьми и более. В среднем, при строительстве навеса на несколько парковочных мест, столбы устанавливают по периметру площадки на расстоянии метр-полтора друг от друга.
Подбираем размеры и делаем чертеж
Высота стандартного навеса — 2-2,2 м до низа карнизного свеса и 2,5-3,2 м до верхней точки крыши. Уклон кровли обычно рассчитывают по СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия». Или просто делают скаты достаточно крутыми, наклоняя их под 40-45° и более. Но надежнее рассчитать хотя бы снеговую нагрузку, чтобы навес из бруса гарантированно не разрушился зимой.
Для двускатной и односкатной крыши снеговую нагрузку Sсчитают по простой формуле:
S =Sg·μ
Здесь Sg — нормативный вес снегового покрова в местности. При этом снеговой район определяют по карте ниже.
Значения веса снегового покрова в районе строительства берут из таблицы ниже.
Снеговые районы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Sg, кН/м2 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
Коэффициент μ в формуле зависит от наклона скатов кровли:
- при уклоне меньше 30° µ=1;
- при уклоне больше 60° µ=0;
- для промежуточных значений углов µ=(60°-α)/(60°-30°).
Цель расчета — подобрать такой уклон кровли, чтобы снеговая нагрузка не превышала предельно допустимую для выбранного кровельного покрытия.
Например, несущая способность профнастила С-21 при толщине 0,6 мм и шаге опор 1,8 м — от 100 до 250 кг/м2 в зависимости от схемы опирания листа. Поскольку речь о навесе, то есть о строении, крышу которого не защищают стены, даже при выборе схемы опирания с самой большой несущей способностью желательно, чтобы нагрузка на кровлю из профнастила С-21 не превышала 200 кг/м2. Это обеспечит запас прочности на случай штормовых ветров.
Следующий шаг для подготовки чертежа навеса из бруса своими руками — выбор ширины и длины постройки. Эти размеры зависят от задачи:
- для парковки одного автомобиля подойдет навес 5,5×6 м;
- для парковки двух автомобилей — от 8×6 м;
- для беседки — небольшие квадратные навесы со стороной 5-6 м;
- для хранения инвентаря подойдет навес 3×4 м;
- дровницу накрывают узким (1-1,5 м), но длинным навесом.
Проект навеса из бруса состоит минимум из трех чертежей: вида сверху, с торца и с одной из сторон. Еще в него включают чертежи отдельных узлов: фундамента, мест соединения стропил с мауэрлатом и коньковым брусом, а также мауэрлата с опорными стойками. Пример такого проекта ниже.
Хорошо, если к чертежу у вас будет 3D-схема навеса. Она нужна для наглядности, поэтому ее не обязательно чертить в масштабе. Достаточно просто набросать эскиз от руки и проставить основные размеры. Для точности у вас будут основные чертежи.
Нарисовать такую схему можно также в программе SketchUp — это профессиональное ПО, но сейчас его онлайн-версия доступна бесплатно для личного использования.
Какой сделать крышу?
У навеса простая конструкция. Он состоит всего из двух элементов: каркаса и крыши. Поскольку тема этой статьи — навес из бруса, вопрос с выбором материала каркаса не стоит. А вот с крышей есть варианты.
Так как каркас деревянный, то популярную для навесов арочную крышу рассматривать не будем. Нельзя сказать, что ее нельзя сделать из бруса — можно, только это дорого. Для стропил нужны согнутые с идентичным радиусом в арку в фабричных условиях деревянные доски, причем они должны быть хорошо высушены и откалиброваны.
Эта особенность делает арочные навесы из бруса если не экзотикой, то как минимум довольно редкой конструкцией. Остается три варианта: односкатная, двускатная и четырехскатная крыша.
Односкатный навес самый простой и дешевый. Но у него есть два весомых недостатка. Во-первых, когда одна из сторон крыши сильно задрана, навес получается как бы перекошенным и часто неэстетичным. Во-вторых, такой скат — отличный парус, поэтому сильный ветер может если не вырвать сам навес, то как минимум сорвать часть кровельного покрытия.
Двускатный навес чуть менее распространенный по сравнению с односкатной кровлей, но более подходящий для широких навесов из бруса. Он намного более устойчив к ветровой нагрузке и хорошо смотрится при большой ширине. Но за это нужно платить в прямом смысле это слова — строительство двускатного навеса из бруса обойдется на 10-30% дороже. Итоговая разница в цене зависит от того, будете вы делать его сами или же нанимать строительную бригаду. Кроме того, прибавится забот с устройством конька.
Четырехскатные и шатровые навесы из бруса довольно редки и решают одну задачу, поэтому имеет смысл их объединить. Суть конструкции — в скатах по всему периметру. Они нужны как для эстетической, так для с чисто практической цели: такие крыши воздушный поток обтекает, а не стремится сорвать, упираясь в обратную часть ската.
Поэтому их выбирают, когда навес из бруса должен быть большой площади либо если его ставят в районе с сильными ветрами (горная местность, побережья водоемов). Но даже четырехскатные навесы существенно дороже и сложнее в монтаже, чем двускатные, не говоря уже о шатровых.
Если навес из бруса опирается на стену дома, для него лучше выбрать точно такое же по типу и цвету покрытие, как и то, что лежит на крыше основного здания. Впрочем, можно заменить дорогой материал похожим, но более бюджетным.
Например, если на крыше дома лежит дорогая керамическая черепица, навес можно покрыть металлочерепицей с похожим профилем. Фальцевые кровли можно «сопроводить» профнастилом с несимметричной волной и узкими гребнями.
Кроме того, есть универсальные материалы, которыми можно крыть навес из бруса. Это все виды прозрачных покрытий: закаленное стекло и триплекс, а также монолитный, профилированный и даже сотовый поликарбонат.
Из непрозрачных кровельных покрытий для отдельно стоящих навесов из бруса лучше всего подходят профнастил, металлочерепица и ондулин. Все эти материалы укладывают на разреженную обрешетку. Они достаточно легкие, поэтому под них не нужен мощный каркас. Профнастил и металлочерепица предпочтительнее — эти материалы эстетичнее и прослужат дольше. Зато ондулин существенно дешевле.
Все виды штучных материалов, начиная от битумной черепицы и заканчивая керамической, — не лучший выбор. Натуральная черепица дорогая сама по себе, битумная — за счет необходимости укладывать ее на OSB-плиты. И это без учета стоимости монтажа. Кроме того, большинство видов штучных кровельных покрытий тяжелые — 1 м2 обычно весит 20-30 кг.
Особенности подготовки места
При подготовке места под навес стоит выполнить следующие рекомендации:
- После того как будет выбрана площадка для строительства необходимо срезать все траву, дерн, сорняки.
- Обязательно снимается верхняя часть грунта на глубину до 12-15 см. Вместо него закладывает подушка из песка, щебня, дополнительно применяется утрамбовка.
- При подготовке попутно сооружается небольшой уклон. А если местность низменная, то по периметру укладываются дренажные трубы.
- После изготовления навеса на подушку из песка можно будет уложить любое покрытие для парковки.
Для этого создается дощатая опалубка, ее требуется до середины залить бетоном, затем выкладывается армированная сетка и доливается бетонная смесь. Полное затвердевание площадки происходит в течение месяца.
Список полезных функций
Первое и самое главное достоинство навеса – защита авто от пагубного воздействия окружающей среды. Второй плюс чисто бытовой – владельцу, несомненно, гораздо приятнее садится (выходить) в дождь под укрытием, чем бежать быстро и залезать с мокрыми ногами, одеждой в салон.
Несмотря на то, что специалисты утверждают – «машина в гараже гниет быстрее», влияние атмосферных явлений на кузов не менее худший вариант.
Навес защищает автомобиль от:
- Дождя, снега. Металлические детали быстрее подвергаются коррозии, а при плохой герметичности вода попадает в салон.
- Града. Крупные градины способны пробить кузов, побить стекла.
- Грязи. Пыль, птичий помет.
- Солнечных лучей. Солнце, особенно жарким летом, способствует выгоранию обивки на сидениях внутри салона и портит покрышки.
Немаловажно и то, что садится или выходить из машины в дождь или снег под навесом гораздо приятнее, чем под открытым небом. Зимой водитель избавляет себя от обязанностей чистить машину от снега, расчищать вокруг нее сугробы после снегопада