Как проверить высоковольтные провода мультиметром
Содержание:
- Прозвонка высоковольтных проводов зажигания
- Цифровые мультиметры [ | ]
- Принцип работы
- Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
- Как прозвонить мультиметром
- Мультиметр для прозвонки проводов
- Как проверить мультиметром генератор на машине
- Почему режим называется «прозвонка»
- Чем можно прозвонить провода?
- Настройка мультиметра перед прозвонкой
- Проверка короткого замыкания
- Как прозвонить провода на конкретном примере
- Самодельная бесконтактная прозвонка
- Особенности проверки проводов, входящих в состав различных устройств
- Мультиметр и аккумулятор
- Принцип работы прозвонки
Прозвонка высоковольтных проводов зажигания
Современные измерительные устройства для больших токов обеспечивают расширение пределов измерения. Так, с помощью мультиметра можно прозвонить провода высокого напряжения зажигания, если внешне он в порядке. Неисправности определяются по неровной работе двигателя.
Перед тем как проверить бронепровода мультиметром, необходимо узнать их сопротивление. Производитель высоковольтных проводов и кабелей позаботился об этом, указав сопротивление каждой марки на изоляции.
Порядок действия исследования заключается в подключении щупов измерительного прибора к концам провода. Показания измерения должны соответствовать маркировке кабеля. Важным элементом высоковольтных проводов является изоляция.
Усовершенствованная качественная изоляция придает износоустойчивость проводам.
Цифровые мультиметры [ | ]
Наиболее простые цифровые мультиметры имеют портативное исполнение. Их разрядность 2,5 цифровых разряда (погрешность обычно около 10 %). Наиболее распространены приборы с разрядностью 3,5 (погрешность обычно около 1,0 %). Выпускаются также чуть более дорогие приборы с разрядностью 4,5 (точность обычно около 0,1 %) и существенно более дорогие приборы с разрядностью 5 разрядов и выше (так, прецизионный мультиметр 3458A производства Keysight Technologies (до 3 ноября 2014 г. Agilent Technologies) имеет 8,5 разрядов). Среди таких мультиметров встречаются как портативные устройства, питающиеся от гальванических элементов, так и стационарные приборы, работающие от сети переменного тока. Точность мультиметров с разрядностью более 5 сильно зависит от диапазона измерения и вида измеряемой величины, поэтому оговаривается отдельно для каждого поддиапазона. В общем случае точность таких приборов может превышать 0,01 % (даже у портативных моделей).
Многие цифровые вольтметры (например В7-22А, В7-40, В7-78/1 и т. д.) по сути также являются мультиметрами, поскольку способны измерять кроме напряжения постоянного и переменного тока также сопротивление, силу постоянного и переменного тока, а у ряда моделей также предусмотрено измерение ёмкости, частоты, периода и т. д.). Также к разновидности мультиметров можно отнести скопметры (осциллографы-мультиметры), совмещающие в одном корпусе цифровой (обычно двухканальный) осциллограф и достаточно точный мультиметр. Типичные представители скопметров — АКИП-4113, АКИП-4125, ручные осциллографы серии U1600 фирмы Keysight Technologies и т. д.).
Разрядность цифрового измерительного прибора, например, «3,5» означает, что дисплей прибора показывает 3 полноценных разряда, с диапазоном от 0 до 9, и 1 разряд — с ограниченным диапазоном. Так, прибор типа «3,5 разряда» может, например, давать показания в пределах от 0,000 до 1,999, при выходе измеряемой величины за эти пределы требуется переключение на другой диапазон (ручное или автоматическое).
Индикаторы цифровых мультиметров (а также вольтметров и скопметров) изготавливаются на основе жидких кристаллов (как монохромных, так и цветных) — APPA-62, В7-78/2, АКИП-4113, U1600 и т. д., светодиодных индикаторов — В7-40, газоразрядных индикаторов — В7-22А, электролюминисцентных дисплеев (ELD) — 3458A, а также вакуумно-люминесцентных индикаторов (VFD) (в том числе и цветных) — В7-78/1.
Типичная погрешность цифровых мультиметров при измерении сопротивлений, постоянного напряжения и тока менее ±(0,2 % +1 единица младшего разряда). При измерении переменного напряжения и тока в диапазоне частот 20 Гц…5 кГц погрешность измерения ±(0,3 %+1 единица младшего разряда). В диапазоне высоких частот до 20 кГц при измерении в диапазоне от 0,1 предела измерения и выше погрешность намного возрастает, до 2,5 % от измеряемой величины, на частоте 50 кГц уже 10 %. С повышением частоты повышается погрешность измерения.
Входное сопротивление цифрового вольтметра порядка 10 МОм (не зависит от предела измерения, в отличие от аналоговых), ёмкость — 100 пФ, падение напряжения при измерении тока не более 0,2 В. Питание портативных мультиметров обычно осуществляется от батареи напряжением 9В. Потребляемый ток не превышает 2 мА при измерении постоянных напряжений и токов, и 7 мА при измерении сопротивлений и переменных напряжений и токов. Мультиметр обычно работоспособен при разряде батареи до напряжения 7,5 В .
Количество разрядов не определяет точность прибора. Точность измерений зависит от точности АЦП, от точности, термо- и временной стабильности применённых радиоэлементов, от качества защиты от внешних наводок, от качества проведённой калибровки.
Типичные диапазоны измерений, например для распространённого мультиметра M832:
- постоянное напряжение: 0..200 мВ, 2 В, 20 В, 200 В, 1000 В
- переменное напряжение: 0..200 В, 750 В
- постоянный ток: 0..2 мА, 20 мА, 200 мА, 10 А (обычно через отдельный вход)
- переменный ток: нет
- сопротивления: 0..200 Ом, 2 кОм, 20 кОм, 200 кОм, 2 МОм.
Принцип работы
Чтобы открыть симистор, необходимо подать на его силовые выводы номинальное напряжение, а на управляющий электрод кратковременный импульсный ток удержания. Рабочие параметры радиоэлемента должны соответствовать маркировке на корпусе.
В цепях переменного напряжения к аноду подключается питание, к катоду — нагрузка. Ток удержания на управляющем электроде зависит от чувствительности радиодетали. Например, если пропускание симистора 5 Ампер, то обычный элемент откроется, когда на него придет управляющий сигнал величиной 100 мА (2% от питания). Более чувствительный симистор может работать при токе удержания 5 мА (0.1% от питания). Также важную роль играет способ управления. Он бывает 2 типов:
- Фазоимпульсным — на управление подается определенная величина тока.
- Амплитудно-импульсным — кратковременные токовые импульсы управления.
При использовании второго способа в схему нужно включать генератор импульсов или его простейшие аналоги.
В цепях постоянного напряжения к аноду подключается плюсовой вывод питания, к катоду – минусовый вывод нагрузки. Если в открытом состоянии управляющий электрод отключить от положительного потенциала постоянного напряжения, он продолжит работать. В цепях с переменным напряжением симистор отключится за счет частоты смены периодов.
Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
Короткое замыкание — это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.
Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой — к кузову («массе»).
- Если короткого замыкания на участке цепи нет — прибор не будет подавать звуковых сигналов.
- Если есть короткое замыкание — мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).
Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.
Как прозвонить мультиметром
Для начала разберемся, какие величины измеряет прибор. Это: сила тока, напряжение и сопротивление. В данный момент нас интересует вызванивание проводов или кабелей с помощью этого аппарата.
Перед началом, нужно прибор установить в режим прозвонки. Он имеется у всех приборов со специальным значком диода.
Затем нужно проверить работоспособность нашего устройства. Щупы, которые идут в комплекте с прибором подсоединить в нужные гнезда. Показано на картинке ниже.
Замыкаем щупы между собой. Вы должны услышать характерный звук. Это означает, что электрическая цепь замкнута и обрыва между проводами щупа нет.
Тоже самое можно сделать с проверяемым жилами на его целостность. Если проверяемый проводник длинный и проложен где-нибудь, например, в стене, то можно воспользоваться другим вспомогательным проводом-удлинителем.
Как прозвонить многожильный провод или кабель, если его конец находится на большом расстоянии от его начала?
Жилы очищаются от изоляции с обоих концов кабеля. Затем их проверяют на короткое замыкание между собой путем прикосновения щупами мультиметра к каждому концу. Если прибор не издает звук, значит КЗ нет.
После этого можно проверить целостность жил в кабеле. Все жилы с одного конца кабеля скручивают вместе, а жилы с другого конца проверяют путем прикосновения щупами проводов между собой. Прибор в таком случае должен издавать характерный звук, что означает целостность всех проводников в кабеле.
Если при прикосновении к какой-то жиле звука нет, значит обрыв.
Таким же способом можно вызванивать любые провода по парам, если это требуется.
Такая прозвонка хороша, когда много жил одного цвета и невозможно определить, какая жила, куда идет.
Мультиметр для прозвонки проводов
Что нужно знать о данном приборе? Во-первых, стоит отметить ценовое разнообразие и доступность. Даже недорогие мультиметры способны безупречно справиться со множеством поставленных задач, в том числе, и с прозвонкой проводов.
Рассмотрим более детально типичный бюджетный вариант. Ознакомимся с конструкцией, компоновкой и определим его функционал.
Как видно типовой прибор имеет цифровой дисплей, органы управления и гнезда для подключения щупов. Расшифруем основные режимы мультиметра:
- OFF – прибор выключен (на некоторых приборах для этого есть специальная кнопка).
- ACV (может обозначаться V
) – измерение переменного напряжения.
DCV (может обозначаться V … ) – измерение постоянного напряжения.
ACA (может обозначаться A
) – измерение переменного тока.
DCA (может обозначаться A … ) – измерение постоянного тока.
Ω — измерение сопротивления.
hFE – измерение параметров транзисторов.
->Ι- – проверка проводимости (прозвонка цепи).
Гнезда для подключения щупов маркируются следующим образом:
- COM(-) – общее гнездо для подключения черного провода.
- VΩmA(+) – гнездо для подключения красного провода.
- 10A … MAX – гнездо для подключения красного провода при измерении постоянного тока, максимальное значение которого не превышает 10 Ампер.
В рамках рассматриваемого вопроса будут рассмотрены только два режима мультиметра:
Режим измерение сопротивления. | |
Режим проверки проводимости (прозвонка). | |
Наличие звукового сопровождения при проверке проводимости. |
Как проверить мультиметром генератор на машине
Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.
- Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
- Подключаете мультиметр к аккумулятору.
- Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
- После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.
И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.
Почему режим называется «прозвонка»
Проверить целостность цепи можно было и раньше, используя режим замера сопротивления — омметра. Главное же отличие прозвонки в том, что при замерах, если электрическая связь есть между тестируемыми участками то, дополнительно к показаниям на экране, раздаётся звуковой сигнал — зуммер, от сюда и возник термин прозвонка или прозвон.
Этот звуковой сигнал значительно ускоряет процесс проверки, вам не приходится отвлекаться, смотреть на экран, да и не всегда это удобно, а услышав зуммер (либо не услышав) вы уже знаете результат. Особенно это полезно при массовых замерах, например, при поиске в пучке проводов одного определенного.
Чем можно прозвонить провода?
Существует достаточно большое количество вариантов диагностического оборудования для проверки целостности электрических цепей и выявления коротких замыканий. К таким устройствам относят:
- различные тестеры: на рынке представлены в широком разнообразии для электрических сетей и линий связи от простых китайского производства, до дорогих от европейских производителей;
- самодельные тестеры: на основе автономного источника питания (аккумуляторной батарейки) и тестерной лампы;
- мультиметры: многофункциональные устройства для измерения характеристик сети и диагностики её работоспособности;
Профессиональные электрики при работе по прозвонке цепи часто используют мультиметр, так как этот удобный прибор имеется в арсенале каждого специалиста. В бытовых условиях, для единичных проверок и при отсутствии мультиметра, тестирование проводников производят при помощи самодельных тестовых ламп или при подключении нагрузки.
Настройка мультиметра перед прозвонкой
Перед началом замеров переключатель на мультиметре нужно выставить в режим прозвонки (->Ι- и значок зуммера).
Концы измерительных проводов с щупами нужно установить в соответствующие гнезда. Черный провод — в гнездо СОМ, а красный – в гнездоVΩmA. Данная комбинация позволит соблюдать полярность при проведении измерений, однако в случае проверки целостности проводов прозвонкой роли никакой не сыграет.
Далее, чтобы убедиться что мультиметр исправен, черный и красный щуп нужно замкнуть друг с другом. При этом должен прозвучать сигнал (если имеется зуммер), а на экране высветиться значение близкое или равное нулю.
Проверка короткого замыкания
Чтобы проверить провод на короткое замыкание, нужно поставить мультиметр на измерение сопротивления и подсоединить один щуп к одному проводку, а второй к другому. Если сопротивление равно нулю, замыкания нет, а если сопротивление выше нуля, значит, имеется замыкание. Но нужно знать, что у этого прибора малое напряжение, и им не всегда можно обнаружить КЗ, а если получится это сделать, то только на небольшом отрезке проводки.
Мультиметром можно проверить высоковольтные провода зажигания в автомобиле.
Для этого нужно отсоединить провод от свечи и от катушки зажигания, круговой переключатель измерительного прибора установить в режиме омметра минимум на 10 кОм, и подключить щупы к концам провода. В зависимости от типа проводов, сопротивление будет показываться 3,5-10 кОм. Проверив все провода, определите разброс их сопротивления, он не должен составлять больше 4 единиц.
Как прозвонить провода на конкретном примере
В качестве примера рассмотрим стандартную сеть проводки в квартире или частном доме. В идеале, все электро коммуникации должны быть выполнены в соответствии с нормативами, все потребители разделены (сгруппированы) и каждая цепь запитана в распределительном щите через определенный автомат.
Условие: в одной из комнат перестала работать розетка. Задача: выявить причину неисправности. Решение:
Первый шаг — проверка распределительного щита на предмет срабатывания автоматики. Если все автоматы находятся во включенном положении, то необходимо обесточить исследуемую линию (либо всю квартиру). | |
Теперь, для исключения банальной версии неисправности самой розетки, ее нужно извлечь из подрозетника, визуально осмотреть на наличие дефектов и плохого контакта. Обычные розетки имеют простую конструкцию. Более дорогие модели, имеющие в качестве зажимов клеммники, лучше дополнительно прозвонить. | |
Убедившись, что розетка рабочая, необходимо проверить соединение проводов в распределительной коробке. Если в комнате имеется несколько распределительных коробок, то нужная будет находиться над неисправной розеткой или в непосредственной близости. | |
В распределительной коробке основной кабель разрывается, соединяется с жилами розетки и далее отходит к следующему потребителю (распределительной коробке). | |
Как видно из примера, в распределительной коробке находиться три скрутки (фаза, ноль, земля). При прозвонке кончик одного щупа должен касаться оголенной скрутки. Вторым щупом поочередно проверяется контакты розетки. Либо, если удобно, один щуп фиксируется в контакте розетки, а вторым поочередно проверяются скрутки в распределительной коробке. |
Рассмотрев основную последовательность действий, отметим важные моменты и особенности при измерениях:
- На этапе проверки скруток в распределительной коробке, при отсутствии видимых дефектов, дополнительно можно проверить соединения под напряжением. Для этого подайте ток включив автоматы в щите. Если имеются сомнения в цветовой маркировке проводов, то фазу можно определить с помощью индикаторной отвертки (при контакте с фазной жилой в отвертке загорается индикатор или подается звуковой сигнал). Для поиска рабочего и защитного зануления потребуется мультиметр. После того, как фазная жила (L) найдена, на мультиметре выставляется режим ACV (может обозначаться V~ измерение переменного напряжения) на отметке выше 220 В, фазный щуп красного цвета фиксируется на фазной жиле, а черным щупом определяется ноль и земля. При контакте с рабочим занулением (N) прибор будет отображать напряжение в пределах 220 Вольт. При касании щупом защитного зануления (PE) – показания будут ниже 220 Вольт. После проверки квартира (комната) опять должна быть обесточена.
- Следующий момент. Не всегда можно быть точно уверенным, что провода от изучаемой розетки отходят в ближайшую распределительную коробку. Бывает, что розетки в обход распределительных коробок запитывают с ближайшими розетками. Также распространена связка, когда две розетки в смежных комнатах монтируют в одной точке общей стены. Все это нужно анализировать и учитывать.
- Вопрос удобства измерений очень актуален. Ведь, как правило, розетка и распределительная коробка находятся на значительном удалении, а измерительные щупы мультиретра часто имеют длину 30 — 50 см. В этом случае, для удобства, в розетку можно вставить перемычку (соединить два контакта), а прозвонку выполнять непосредственно в распределительной коробке. Более точное измерение можно выполнить, если соединить розетку с исправным удлинителем.
Самодельная бесконтактная прозвонка
Ниже показа схема простого бесконтактного детектора обрыва, она может быть собрана в течение одного вечера. Учитывая небольшое количество деталей, можно не утруждать себя изготовлением печатной платы, а применить навесной монтаж.
Схема детектора
Перечень необходимых радиодеталей:
- переменное сопротивление R1 – 100 кОм;
- резистор R2 – от 4 до 8 МОм;
- конденсаторы электролитического типа: C1 и С3 – 220 мкФ, С2 – 33 мкФ;
- конденсатор керамического типа с емкостью 0,1 мкФ;
- D1 – микросхема LAG 665 (желательно в корпусе DIP);
- SP – обычный наушник от телефонной гарнитуры.
Схема может питаться от источника с напряжением от 2 до 5 вольт.
Щуп (Р) изготовлен на базе обычной спицы из колеса велосипеда.
Щуп для самодельного детектора обрыва
Правильно собранная бесконтактная прозвонка кабеля не требует настройки.
Видео: Прозвонка кабеля своими руками. Как выполняется прозвонка проводов с помощью лампочки и батарейки
Если посчитать стоимость всех необходимых деталей, нетрудно убедиться, что полученный результат будет на порядок меньше , чем стоимость услуг по обнаружению обрыва проводки, указанных в строительных сметах.
Особенности проверки проводов, входящих в состав различных устройств
Сначала рассмотрим особенности работы в условиях, когда посредством прозвонки мультиметром проверяется бортовая проводка современного автомобиля.
Автомобильная проводка
Специфика этой ситуации заключается в том, что разводка в рассматриваемом случае состоит из одного линейного проводника с питающим напряжением 12 Вольт. При этом в качестве второй (общей или «земляной») жилы используется металлический корпус автомобиля, где, как правило, обрываться нечему.
Для подготовки бортовой сети к обследованию в первую очередь необходимо отключить плюсовую клемму от аккумулятора, после чего можно смело приступать к работам. Тестирование бортовой проводки организуется по уже описанной ранее схеме прозвонки линейных цепей.
Важно! При проверке «массы» автомобиля основное внимание уделяется качеству контакта подводящих клемм с корпусом
Электрический ТЭН
Ориентируясь на показания индикатора на мультиметре, удаётся сделать прозвонку такого элемента, как водонагревательный ТЭН. В процессе проверки контрольными щупами прибора прикасаются к двум контактным пластинам нагревателя и оценивают его внутреннее сопротивление по индикатору. Если дисплей показывает порядка нескольких Омов, то без сомнения, элемент исправен. При больших значениях на экране, соответствующих обрыву проверяемой линии, сразу можно сказать, что ТЭН повреждён и должен быть заменён.
Помимо самого нагревательного элемента, при проверке бойлеров и подобных им приборов очень важно прозвонить подводящий кабель на предмет его нежелательного контакта с корпусом устройства. С этой целью один из щупов мультиметра поочерёдно подсоединяется к входным контактам; при этом второй конец постоянно держится на корпусе нагревателя
В случае, когда цифровой мультиметр при измерении показывает какое-то сопротивление – это значит, что повреждена защитная оболочка подводящего кабеля. Для предотвращения поражения пользователя электрическим током, его следует заменить новым.
Другие бытовые приборы и детали
При помощи мультиметра можно протестировать и цепь питания любого осветительного прибора путём прозвонки проводки и вспомогательных элементов (переключателей, в частности) на короткое замыкание или обрыв. Для этого, прежде всего, следует прозвонить две линейные цепочки, заканчивающиеся непосредственно на контактах электрической лампочки.
В процессе прозвонки линейных цепочек обязательно проверьте исправность стоящего в одной из них переключателя, а также надёжность подсоединения проводников с его контактами. Также отметим, что указанным способом можно будет прозвонить обмотки линейного трансформатора или электродвигателя и убедиться в их целостности или в наличии обрыва (КЗ).
В заключение ещё раз напомним, что посредством мультиметра удаётся проверить не только отдельные провода или скрытую в толще стен проводку, но и любые другие электрические приборы и детали.
Мультиметр и аккумулятор
Бывает, что очевидна некорректная функциональность АКБ. На помощь и здесь приходит мультиметр. Взяв его в руки и настроив на замеры тока, необходимо:
сначала отключаем одну клемму, затем подключаем контакт красного цвета к плюсовому значению. Соответственно, черный идет на минус. Нормальным показателем напряжения считаются показатели от 12,4 до 12,8 V.
Помните! Замеры выполняются не раньше, чем через час после того, как мотор выключен.
еще нужно замерить напряжение под нагрузкой. Имеется ввиду она должна равняться цифре, большей емкости в два раза.
Это означает, что, если емкость составляет допустим семьдесят пять A/час, соответственно нагрузка должна быть сто пятьдесят ампер. Проседание напряжения ниже девяти говорит о неисправности батареи. Также это может свидетельствовать о недозаряде аккумулятора. Когда отключите нагрузку, обычно напряжение приходит в норму в течение семи секунд.
Кстати, диагностику проводки лучше осуществлять, вооружившись схемой электрооборудования своего авто.
Принцип работы прозвонки
По сути, производится проверка проводов на целостность. По проводу пускается электрический ток, и он должен совершить работу – заставить работать звуковой сигнал.
При включении режима прозвонки круговой переключатель подключает положительный полюс встроенной батарейки к среднему контакту, отрицательный к нижнему или общему разъему. Причем в одну из этих цепей включают зуммер. Щупами касаются оголенных концов проверяемого провода.
Получается примерно следующая схема:
- «+» батареи;
- красный щуп прибора;
- проверяемый провод;
- черный щуп прибора;
- зуммер;
- «-» батареи.
Если провод целый, цепь замыкается и слышен звуковой сигнал, при обрыве провода цепь разомкнута и сигнала нет.
Перед прозвоном провода необходимо убедиться в исправности прибора. Для этого переключатель устанавливают в режим прозвонки, подключают щупы и касаются друг друга, если слышен звуковой сигнал – прибор готов к работе. |
Если сигнал плохо слышен, это может говорить о слабом напряжении на батарее и ее необходимо заменить.