Характеристики бордюрных камней для тротуара: размеры, виды, особенности монтажа

Содержание:

Металлический бордюр

Металлические бордюры одни из самых долговечных и прочных. Их делают из меди, алюминия или нержавейки и наносят полимерное покрытие, защищающее от коррозии. Металлические изделия выпускают в виде лент или декоративных решеток, прутьев. Края их нередко закругляют.


Укладка металлической ленты-бордюраИсточник acodrain.com.ua

Ленты практически незаметны на участке: они должны выступать из земли не более чем на 2 см, а углубляться минимум на 10 см. Следовательно, общая высота бордюра должна быть не менее 12 см.

Декоративные решетки используют в том случае, если хотят оформить участок в едином стиле, например, чтобы элементы декорирования забора и бордюра для садовой дорожки перекликались. Высоту выступа каждый хозяин определяет самостоятельно.

Преимущества и недостатки

Металлические изделия популярны потому, что:

  • обладают высокой прочностью;
  • служат десятки лет;
  • хорошо переносят температурные перепады, устойчивы к сильному нагреванию;
  • хорошо держат форму дорожек;
  • идеально изолируют тропинки от прорастания травы;
  • оптимальны для насыпных дорожек, например, из щебня;
  • легко устанавливаются;
  • могут применяться для извилистых тропинок.

Из минусов можно отметить только высокую цену ограждений, а также то, что металл может вступать в реакции с некоторыми химикатами.

Монтаж

Установка металлических бордюров не требует специальных навыков. Ленту просто погружают в землю на нужную глубину. Можно постукивать по ней молоточком или киянкой. Копать траншеи для ленты не придется. Другой вариант – закрепление с помощью специальных колышков.

Монтаж пластиковых бордюров

Бордюры всех типов устанавливаются по схожей схеме:

  • Вдоль тропинки намечается линия, вдоль которой будет идти ограждение.
  • Натягивается шнур: он позволит отслеживать насколько ровно по высоте расположены все элементы.
  • Вдоль тропинки выкапывают узкую канавку глубиной 8-10 см.
  • Пока длятся подготовительные работы по разметке участка можно погреть бордюр на солнце: он станет мягче и пластичнее, если это лента, то ее будет легче резать в размер.
  • Ограждение аккуратно вставляют в канавку и фиксируют с помощью якорей, входящих в комплект, сверяют ровность установки по шнуру.
  • Если используется секционный бордюр, то все элементы обязательно скрепляются между собой замковым соединением.
  • Землю засыпают обратно в канавку и тщательно утрамбовывают, следя за тем, чтобы заборчик не отклонялся от вертикали.

Пластиковые бордюры хорошо подходят для земляных, песчаных и посыпанных опилками дорожек, т. к. не дают разрастаться траве и помогают тропинке удерживать форму.

Виды бордюрного камня

Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).

В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:

  • бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
  • железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
  • гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.

По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:

дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.

Рисунок 1. Бордюр дорожный

тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.

Рисунок 3. Бордюр тротуарный

магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.

Рисунок 4. Магистральный бордюр

  • радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
  • въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.

Рисунок 5. Размер и вес бордюра

Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие

  • БР – рядовые;
  • БУ – с расширением в нижней части;
  • БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
  • БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
  • БВ – въездные;
  • БК – радиусные (криволинейные).

Требования к ограждению для пешеходных дорог

Тротуарные бордюры регламентируются требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые» и ГОСТ 32018-2012 «Изделия строительно-дорожные из природного камня».

Согласно данным нормативам, к изделиям предъявляются следующие требования:

  • Прочность – минимальный класс тяжёлого бетона для искусственных камней – В22,5 для садовых бордюров, и В30 для дорожных изделий.
  • Водонепроницаемость материала должна быть более 95%.
  • Морозостойкость бортовых камней должна превышать показатель F
  • На поверхности изделий не должно быть сколов, раковин и других повреждений, которые могут привести к нарушению визуального восприятия готовой конструкции.
  • В структуре материала не должно присутствовать трещин, которые могут стать причиной быстрого разрушения бордюров.

Бортовые камни для тротуаров и пешеходных зон обладают следующими техническими характеристиками:

  • Габаритный размер камней составляет от 500 х 200 х 40 мм для садовых бордюров, до 1000 х 300 х 180 для дорожных изделий.
  • При выделении пешеходной зоны на участках магистрали, например, в местах расположения мостовых конструкций, габариты бордюра составляют 3000 – 6000 х 600 х 300 мм, а плотность превышает 2500 кг/м3, за счёт наличия арматурного каркаса.
  • Гранитные бордюры изготавливаются с габаритами поперечного сечения от 200 х 50 до 600 х 300 мм и длиной от 500 до 2000 мм.
  • Средняя масса стандартного бордюра для тротуара БР 100х30х18 оставляет 120 кг, а гранитного изделия с габаритами 2000 х 600 х 300 мм (ГП3) – около 950 – 1000 кг, в зависимости от плотности нерудного ископаемого.

На основании ГОСТ, большинство производственных компаний оформляет технические условия, в которых прописываются основные требования, а также алгоритм производства изделий. После выпуска с конвейерной ленты, опытные образцы подлежат испытаниям, при успешном выполнении которых, товар получает сертификат соответствия ТУ.

Нормативное регулирование по ГОСту

Чтобы узнать о требованиях к качеству ж/б и бетонных бордюров, достаточно заглянуть в официальные документы. Это ГОСТ 6665-91, а также документ ГОСТ 6665-82. Первый документ является более усовершенствованным вариантом второго, но в целом требования в них будут схожими:

  1. Камень изготавливается из мелкозернистого тяжелого бетона плотной текстуры.
  2. Предназначен для отделения проезжей части от тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта.
  3. Бортовые камни могут быть прямыми, въездными или криволинейными. На каждый тип изделия существует своя маркировка.
  4. Могут изготавливаться из бетона, имеющего прочность на сжатие В22,5, В30.
  5. Верхние и нижние грани камней должны быть перпендикулярны друг другу.
  6. Камни длиной до 1 метра изготавливают из мелкозернистого бетона путем вибропрессования. Изделия длиной 3-6 метров делают из тяжелого бетона, обязательно армируют конструкцию.
  7. Маркировка бортового камня состоит из нескольких буквенных значений: первая группа – это тип, длина, высота и ширина, радиус кривизны. Вторая группа – это класс напрягаемой арматуры. Например, БК100.30.18.8, что означает Бортовой камень длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 метров.
  8. Камни должны быть прочными и устойчивыми к трещинам.

Водопоглощение изделий по массе не должно превышать 6% для мелкозернистого бетона и 5% для тяжелого бетона. Водоцементное соотношение не должно превышать 0,40. Смеси бетона для изготовления такого камня должны соответствовать ГОСТ 7473.

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня

Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

Самостоятельная укладка бордюрного камня

Для самостоятельной укладки бортового камня на садовом или приусадебном участке необходимы следующие инструменты:

  • емкость для замешивания раствора или бетономешалка;
  • Совковая лопата;
  • Уровень;
  • мастерок;
  • резиновая киянка;
  • болгарка с алмазным диском по камню или бензорез;
  • метровый строительный уровень.

Из материалов потребуются:

  • бордюр тротуарный;
  • цемент марки М400 или М500;
  • просеянный речной песок;
  • гравий с размером частиц 20-40 мм.

Процесс укладки дорожного бордюра своими руками состоит из следующих операций:

  1. Разметка траншеи при помощи нескольких колышков и хорошо заметного толстого бельевого шнура.
  2. Копка траншеи — глубина траншеи должна быть равной высоте выступа бордюра над землей плюс 10-15 см на подсыпку песка и гравия, 1,5-сантиметровый слой бетона
  3. Засыпка песчаной подушки – на дно траншеи засыпают 5-6 см мелкого речного песка, увлажняют его и трамбуют.
  4. Засыпка гравийной смеси – на утрамбованную песчаную подушку высыпают слой мелкого гравия толщиной 7-8 см и также тщательно уплотняют.
  1. Замешивание цементно-песчаной смеси – во вместительной емкости или бетономешалке готовят рабочий раствор для заливки траншеи с соотношение цемент:песок 1:4.
  2. Заливка и выравнивание цементно-песчаной смеси – готовый раствор порциями заливают на дно траншеи, выравнивая при помощи увлажнённого мастерка.
  3. Установка бордюрного камня – на выровненный слой раствора устанавливают бордюрные камни, выравнивая их по уровню шнура постукиванием резиновой киянки.

На завершающем этапе производится заливка траншеи по обе стороны от установленных бордюрных камней жидким цементно песчаным раствором.

Технология монтажа в зависимости от типа

Установку бордюров для тротуаров рекомендуется доверить профессионалам. Если такой возможности нет, при производстве работ своими руками, рекомендуется придерживаться следующей технологической карты:

  • Вне зависимости от типа бордюрного камня, выполняется геодезическая разбивка территории.
  • В характерных точках устанавливаются колья, между которыми натягивается шнурка.
  • Бетонные или гранитных бордюры требуют искусственного основания и корыта. В случае с металлическими деталями, достаточно узкой борозды или простой забивки погружных стержней в грунт
  • По дну корыта устраивается слой песчано-гравийной смечи, с уплотнением до степени 0,95.
  • Тяжёлые каменные бордюры монтируются в предварительно приготовленную жёсткую цементно-песчаную смесь.
  • После установки бордюров, корректировка их положения выполняется деревянными киянками до достижения прямой линии.
  • На финальном этапе, производится контроль положения бордюра уровнем и шнуркой.

После монтажа бетонных или гранитных бордюров, необходимо выждать от 24 до 48 часов, после чего можно приступать к следующим работам по устройству тротуара.

При монтаже стальных изделий, необходимо убедиться, что территория не относится к потенциально подтопляемым зонам, так как повышенная влажность может привести к разрушению как материала борта, так и самого бордюра.

Возможные сложности и ошибки

При производстве работ по установке бордюров для тротуаров, новички нередко допускают ряд серьёзных ошибок, которые ведут к негативным последствиям

Чтобы этого не произошло, рекомендуется уделить повышенное внимание следующим нюансам:

  • В траншее постоянно образуется вода – высокий уровень верховодки обязывает устраивать водопонижение, дренаж или зумпфы.
  • При установке, камни дают моментальную осадку. При слабых грунтах – торфяниках или мягкопластичных глинах, рекомендуется полная замена основания на глубину до 40 см, вплоть до цементирования части грунта.
  • Бордюры не становятся в единую линию – из-за нарушения технологии изготовления, либо наличия товаров от разных партий, их толщина отличается – при выборе продукции, нужно отслеживать номер партии.
  • Цементно-песчаная смесь постели для установки бордюрных камней не твердеет длительное время и не обеспечивает должный показатель адгезии – необходимо проверить состав раствора, и, при необходимости, увеличить количество цемента.

Главной ошибкой большинства потребителей является выбор и покупка некачественного продукта, на поверхности которого содержится множество раковин, сколов или трещин, что приводит к быстрому разрушению из-за нарушения технологии изготовления.

Из чего изготавливают дорожный бордюр

  1. Железобетон – в качестве основы берется арматура из стали и мелкозернистый бетон, польза применения которого заключается в целом ряде преимуществ: долговечность, устойчивость к воздействиям механического характера, а также малая восприимчивость к избыткам влаги и перепаду температур.
  2. Вибропрессованная бетонная смесь – при производстве используют виброформы, что гарантирует получение прочного изделия, находящего свое применение в городах, так как такой бордюр долговечен и способен минимально реагировать на перепады температур и влажность.
  3. Гранит – материал плотной структуры, обеспечивающий производство сверхпрочного бордюра, который практически не впитывает влагу, обладает предельной стойкостью к истиранию, способен выдерживать любые колебания температурного режима, но отличается высокой ценой.

Как сделать бетонный бортик на своем участке

Существует 2 варианта, как сделать ограждение у себя на участке. Можно его собрать из уже готовых блоков, изготовить их самому или залить бордюр непосредственно на месте.

Работа с блоками

Готовые части бордюра имеют стандартные габариты. Укладывают их ребром или широкой стороной.

Бетонный блок очень тяжелый, поэтому требуется основательная подготовка земли. Укладывают так:

  • Выкапывают траншею шириной чуть больше блока и глубиной около 20 см.
  • Засыпают слой щебня и утрамбовывают.
  • Поверх насыпают песок, поливают водой и уплотняют. Нужно, чтобы он заполнил все щели.
  • На подготовленную «подушку» наливают бетон, а в него погружают блоки.
  • Бордюр выравнивают по уровню или натянутой веревке, постукивая резиновым молотком.
  • Остатками раствора уплотняют стыки.

Ограждение можно устанавливать одновременно с созданием дорожки или после того, как она будет готова.

Самостоятельное изготовление

Если стандартные блоки не подходят по размеру, можно сделать их самостоятельно. Для этого понадобятся формы: можно купить готовые пластиковые или собрать самому из дерева или швеллера. Если нужен цветной поребрик, то в раствор при замешивании добавляют нужный колер. Дозировка зависит от того, насколько интенсивный тон требуется. Покупать нужно только подходящую для таких работ краску. После отвердевания раствора готовые изделия вынимают из форм и устанавливают так же, как и покупные.


Разноцветный бордюр оживляет участок, вносит свежие нотыИсточник sandstone.by

Другой вариант – заливка бетонного ограждения в опалубку. Аналогичным способом делается ленточный фундамент:

  • Выкапывают траншею, куда будет устанавливаться опалубка.
  • Опалубку делают из досок, пластика или стали и фиксируют колышками.
  • В готовую форму заливают цементный раствор и утрамбовывают, чтобы убрать все пузырьки воздуха. Тогда бетон будет прочным.
  • Затем поверхность разравнивают.
  • После застывания бетона опалубку снимают и нарезают компенсационные швы через 1-1,5 м.
  • Завершающий этап – засыпка землей и ее утрамбовывание.

Залитый по этой методике бордюр не отличается эстетичностью, его потребуется дополнительно украсить. Зато он будет прочным и надежным.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

Средние расценки

Учитывая большое количество производственных предприятий, которые поставляют бордюры для тротуаров на рынок во все регионы страны, ужесточённая конкуренция приводит к уравниванию средних расценок на всей территории РФ:

  1. Дорожные бордюры:

    • БР с длиной 1 м – 450 – 500 руб./шт.
    • БР с длиной 3 м – 1100 – 130 руб./шт.
    • БУ – с длиной 1 м – 500 – 600 руб./шт.
    • Радиусные изделия – от 700 руб./шт.
  2. Садовые бордюры:

    • Литые, серые, габариты 500 х 200 х 40 – от 60 руб./шт.
    • Вибропрессованные, серые, габариты 500 х 200 х 40 – от 65 руб./шт.
    • Вибролитые, серые, габариты 500 х 200 х 40 – от 70 руб./шт.
    • Вибролитые, серые, габариты 1000 х 200 х 80 – от 150 руб./шт.
    • Цветные камни – удорожание от 5% до 25%.
    • Тонкие бордюры 40 мм – от 45 руб./шт.
  3. Гранитные бордюры:

    • ГП1 – от 1500 руб./п. м.
    • ГП2 – от 2400 руб./п. м.
    • ГП3 – от 4000 руб./п. м.
    • ГП4 – от 1100 руб./п. м.
    • ГП5 – от 750 руб./п. м.

Указанные выше цены могут незначительно разниться, в зависимости от количества продукции в заказе, сложности изготовления бордюра, типа сырьевого материала, а также от внутренней ценовой политики организации-поставщика.

Преимущества и недостатки использования пластика

Искусственные заборы хороши тем, что:

  • выпускаются в разных расцветках, могут быть практически любых форм и размеров;
  • срок службы составляет несколько лет;
  • для монтажа не нужны специальные навыки или знания, все работы можно выполнить самостоятельно;
  • требуют минимального ухода, или он им не нужен совсем;
  • устойчивы к перепадам температур, повышенной влажности, химикатам, иным агрессивным веществам;
  • товар доступен в любой ценовой категории, поэтому подобрать что-либо по размеру кошелька будет несложно.

Недостатков у пластиковых бордюров немного. Основной – искусственное происхождение материала. Однако ограждения безопасны для человека и растений. Также пластик менее прочен и долговечен, чем камень, кирпич, бетон или металл. Из-за неустойчивости к ударам не рекомендуется использовать пластик при обрамлении гравийных тропинок.


Для установки ленты не требуются специальные навыкиИсточник ru.all.biz

Изготовление и монтаж деревянных ограждений

Чтобы сделать красивый бордюр, можно использовать любые пиломатериалы: доски, бруски, спилы и пр. Дерево хорошо тем, что легко поддается обработке, выжиганию, его можно окрашивать и покрывать лаком. Вариантов, как изготовить декоративные бордюры, много: от простой укладки досок вдоль тропинки до резного штакетника. Одно из самых простых и эстетичных решений – ограждение из спилов. Начинается работа с подготовки элементов:

  • Все части будущих бортиков выравнивают по размеру: длине, ширине, высоте. Их необходимо очистить от коры и загрязнений.
  • Обрабатывают пропитками, защищающими от гниения. На доски раствор наносят кистью. Спилы лучше вымачивать, погружая в антисептик минимум на 23 длины.
  • Хорошо просушивают.
  • Выкапывают траншею и засыпают в нее песок. Необходимо наличие дренажной системы и гидроизоляции, чтобы материал прослужил долго.
  • Детали устанавливают на песчаную подушку и вбивают в нее. Чтобы дерево не потрескалось используют киянку, а не металлический молоток.
  • Верхнюю часть спилов окрашивают или лакируют: так дерево будет смотреться лучше и прослужит дольше. Покрытие придает декоративные качества и защищает от атмосферных воздействий, гниения.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Бордюры из подручных материалов

Ограждения для тропинок можно делать из подручных материалов: пластиковых или стеклянных бутылок, автомобильных шин, лозы, камней, оставшихся от строительства кирпичей, шифера или черепицы и пр.

Бутылочные заборы

Тара от напитков – один из самых доступных видов вторсырья. Они достаточно устойчивы к действию воды и химикатов, только удары представляют для них серьезную опасность. Можно сделать бордюр для садовой дорожки из стеклянных или пластиковых бутылок. Первый вариант будет более долговечным.

В бутылки насыпают песок, мелкую гальку или щебень до половины. Горлышко закупоривают. Вдоль тропинки выставляют шнур. По нему будет выравниваться бордюр по высоте, также бечевка не позволит отклониться от прямой. Выкапывают траншею на глубину половины бутылки и заливают цементным раствором. Тару вставляют горлышком вниз и выравнивают по шнуру. Бутылки можно ставить прямо или под небольшим углом. Затем бетон засыпают землей. При желании получившееся ограждение можно дополнительно декорировать.


Из бутылок может получиться оригинальное ограждениеИсточник kakpostroit.su

Пластиковые бутылки можно установить аналогичным образом. Также их можно использовать в качестве временного ограждения. Тогда бортик делают по более простой схеме: обрезают горлышко у бутылок и вставляют их в землю. Грунт нужно хорошо утрамбовать, чтобы тара держалась. Сверху пластик можно раскрасить. Или составлять бутылки, чередуя их по цветам.


Пластиковые бутылки уже давно стали популярным строительным материаломИсточник lookathis.ru

Автомобильные шины

Бордюр из старой резины можно сделать разными способами:

  • Старые колеса скапываю в землю наполовину. Грунт вокруг хорошо утрамбовывают. Затем шины окрашивают.
  • Из резины нарезают полосы подходящей ширины и закрепляют на брусках, вкопанных в землю. Иногда такие ленты ставят на цементный раствор, чтобы они лучше держались.


Шины давно используются для оформления садовых участковИсточник i.mycdn.me

Остатки кирпича

Оставшийся от строительства кирпич – прекрасный материал для ограждений для дорожек. Он прочный, долговечный, экологичный. При этом кирпичи можно ставить как угодно: вертикально, горизонтально, под углом. Можно просто вкапывать в землю, но надежнее – «садить» на цементный раствор. В этом случае технология напоминает работу с бутылками: выкапывают небольшую траншею, заполняют ее бетоном и укладывают кирпичи. Чтобы бортик получился ровным по высоте, нужно натянуть шнур.


Кирпич в качестве ограждения смотрится очень эстетичноИсточник remboo.ru

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Как правильно выбрать?

Чтобы не ошибиться в выборе бордюров для пешеходных дорог, следует учесть ряд важных нюансов:

При выборе бордюра необходимо обратить внимание на качество поверхности изделия – она не должны содержать раковины, сколы и другие дефекты.
Бордюры не должны иметь трещин и других глубинных повреждений, образовавшихся от некорректных условий твердения.
К каждому изделию должен прилагаться паспорт качества, а также номер сертификата соответствия.
При покупке бордюра из натурального гранита, необходимо проконтролировать качество поверхности, однородность оттенка, зернистость и другие важные параметры.
Перед приобретением металлических изделий, нужно обследовать поверхность образца, на предмет образования коррозии.
Если приобретается изделие с характеристиками, согласно ГОСТ, габаритные размеры каждого из них должны совпадать с номенклатурой и маркировкой. Предельное отклонения от номинальных размеров по всем 3 сторонам объёмного камня не должны превышать 3%.. Одним из основных критериев безошибочного выбора является известность компании-изготовителя, год её основания, а также количество отзывов на форумах в сети от довольных потребителей.

Одним из основных критериев безошибочного выбора является известность компании-изготовителя, год её основания, а также количество отзывов на форумах в сети от довольных потребителей.

Пластиковые бордюры

Простое решение практически для всех огородов. Ограждения из пластика выпускают в разных вариантах, подходящих к любому дизайну

Встречаются как неброские элементы, так и яркие, обращающие на себя внимание секции.

Существуют следующие виды пластиковых бордюров:

Гибкая лента – это ограждение свернуто в рулон, его раскатывают на нужную длину и придают необходимую форму, такой заборчик способен повторить все изгибы тропинки. Лента закапывается в землю на 23 своей ширины, поэтому на участке ее почти не видно, но с возложенными на нее задачами она справляется.


Бордюры из пластика могут иметь любую форму и дизайнИсточник cdn.decoratorist.com

  • Секционные бордюры для дорожек состоят из набора элементов, которые соединяются между собой, образуя декоративную изгородь. Каждая секция прикрепляется к другой с помощью специальных замков, что упрощает и ускоряет монтаж.
  • Имитации – пластик изготавливают в виде других материалов: камня, плитки, дерева, кирпича и пр. Заборчик собирается также за считанные минуты.

Преимущества и недостатки

Преимущества деревянных бордюров:

  • эстетичность: из дерева даже при минимальных усилиях можно сделать красивое ограждение для тропинки;
  • экологически чистый материал;
  • высокая прочность.

Недостатки здесь тоже есть. Так, дерево, даже обработанное, значительно уступает по долговечности металлу и бетону, обычно в пределах 10 лет. Монтаж не отличается простотой: необходимо обеспечить дренаж, гидроизоляцию. Да и на сборку ограждения потребуется время. Не все типы деревянных бортиков одинаково хорошо препятствуют росту травы, например, плетеные изгороди смотрятся красиво, но не могут предотвратить ее появления на тропинке. Удержать насыпь они тоже не смогут. Поэтому их необходимо сочетать с лентами из пластика или металла.


Комбинация бортиков из разных материалов позволяет зонировать участокИсточник usdecorating.com

Деревянные бордюры

Из древесины можно создать разнообразные варианты ограждений для садовых дорожек. Можно приобрести уже готовые или смастерить их своими руками. Для работ не обязательно покупать новый пиломатериал, могут подойти остатки. Например, если недавно строили дом, наверняка остались спилы от бруса или оцилиндрованного бревна. Эти «бакулки», если их подровнять и обработать, можно пустить на бортик вдоль тропинки у дома. Смотреться они будут оригинально. Также можно использовать доски, колышки или прутья. Деревянные бордюры подходят для дорожек, посыпанных древесной корой или опилками.


Ограждение можно сделать из небольших кусочков брусаИсточник www.santabarbaradesignhouseandgardens.com

Что включает понятие?

Бордюр для тротуара или пешеходной дороги – это бортовой камень из бетона, натурального камня или других строительных материалов, изготавливаемый в заводских условиях.

Использование бордюра на улицах города многократно повышает безопасность при движении пешеходов, снижает риск ДТП и способствует облагораживанию городской среды.

Зачем такая бортовая конструкция?

Дорожный или садовый бордюр, предназначенный для выделения пешеходных тротуаров, помогает достигнуть следующих результатов:

  • Эффективное разделение разных функциональных зон дорожного покрытия.
  • Формирование высотного перепада между тротуаром и проезжей частью.
  • Возможность обустройства параллельных парковочных мест на городских улицах.
  • Укрепление твёрдого покрытия пешеходной зоны из тротуарной плитки или брусчатки.
  • Формирование уклона для создания эффективного поверхностного водоотвода в решётку ливневой канализации.

Бордюр для пешеходной зоны также выполняет эстетическую функцию, придавая пешеходной зоне законченный вид. В связи с этим, в продажу поступает не только серый, но и цветной бортовой камень, который сочетается с основным покрытием тротуара.

Инструменты для установки

Для монтажа бордюров, разделяющих пешеходную и проезжую части дорожного полотна, потребуется следующий набор инструментов:

  • Лазерная или обычная рулетка для нанесения разметки и снятия замеров.
  • Нивелир для выполнения геодезической разбивки территории.
  • Металлические колышки и капроновая шнурка для нанесения разметки.
  • Лопата, либо специализированная техника для устройства корыта в земле, в которое устанавливается бортовой камень.
  • Вибротрамбовка для уплотнения слоя по дну траншеи.
  • Миксер для замеса жёсткой цементно-песчаной смеси постели под бордюр.
  • Болгарка с абразивным или алмазным диском для раскроя бетонных, либо гранитных бордюров.
  • Деревянная киянка для корректировки положения бордюра после монтажа.
  • Строительный или лазерный уровень для контроля положения бордюрного камня, согласно проекту.

Инструменты должны быть исправны, заточены, готовы к работе и не иметь каких-либо дефектов. Для повышения техники безопасности, рекомендуется проводить работы в перчатках и с респираторами на лице.

Заключение

Бордюры для тротуара – это дорожно-строительные изделия, которые предназначены для разделения проезжей части и пешеходной зоны. Изготавливаются из бетона или гранита, регламентируются требованиями действующих ГОСТ.

В отдельных случаях, на рынке можно встретить отбортовки из металла, полимербетона и других материалов. Все бордюры для тротуаров должны удовлетворять требованиям по обеспечению высокой прочности, надёжности, долговечности.

Средний срок службы дорожного бордюра составляет не менее 30 лет. При покупке изделия, необходимо проверять наличие паспорта качества, соответствие технических характеристик требованиям ГОСТ, а также наличие сертификата соответствия техническим условиям.

Заключение — бордюрный камень

Таким образом, бордюры дорожные или тротуарные — это удобные прочные и надежные бетонные блоки, которые используются для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, оформления клумб и цветников на приусадебных участках. Несмотря на большое разнообразие производителей данного вида продукции, сделать бордюр из бетона можно и своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, материалов, время и главное — желание. Готовое изделие при правильном подходе к процессу по своим эксплуатационным характеристикам (морозостойкости, прочности, долговечности) будет незначительно уступать изготавливаемым в заводских условиях аналогам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector