Все возможные размеры бордюров

Бетонные бордюры

Бордюры из бетона, получившие наибольшее распространение, часто называют бордюрным или бортовым камнем, поребриком. В зависимости от места и целей установки бетонные бордюры могут быть дорожными или тротуарными (садовыми). Применяются для мощения территории общественного или частного значения. Используются при городском и садово-парковом оформлении участков.

Дорожные бордюры отделяют проезжую часть от тротуаров и ограничивают их ширину. Тротуарные играют, как разграничительную, так и декоративную роль. Они имеют сходство с дорожными, но характеризуются меньшей высотой и слегка скошенной лицевой частью. Как правило, их размеры имеют ограничения по длине – 50 или 100 см, по ширине – 8 см, по высоте – 20 см.

Типичные места установки:

  • жилые кварталы;
  • въезды, парковки и автомобильные стоянки;
  • дачные и коттеджные участки;
  • другие территории с необходимостью зонирования участков.

Варианты применения бетонного бордюра

Различие бетонных бордюров по технологии изготовления

Для изготовления бетонных бордюров может применяться одна из двух технологий. Это технология вибролитья или вибропрессования. Используемый метод изготовления определяет рабочие характеристики бордюрного камня и срок его службы.

Вибролитые бордюры

При одинаковых габаритах и форме бордюры, изготовленные по этой технологии, часто имеют разную массу. В основе способа – принцип заливки раствором формы. Матрица для заливки размещается на вибростоле. Благодаря вибрациям материал уплотняется, удаляется скопившийся в растворе воздух. Недостаток метода – многократное использование одной и той же опалубки, образование внутренних капилляров, ускоряющих разрушение бордюрного камня при температурных перепадах.

Вибролитовый бордюр.

Вибропрессованные бордюры

Такие бордюры изготавливают методом прессования с вибрационной утрамбовкой смеси бетона с водой. Вибротрамбовка полностью удаляет воздушные пузырьки из раствора, уплотняя и повышая прочность застывшей массы.

Метод вибропрессования позволяет получить более качественный строительный материал. Он морозоустойчив и отличается лучшими прочностными характеристиками, а значит и долговечностью. Поэтому получил большее распространение в городском и частном строительстве.

Вибропрессованный бордюр.

Садовые бетонные бордюры по внешнему виду

Внешний вид садовых бортовых камней также определяет специфику их применения.

Они могут быть:

  • Односторонними;
  • Двухсторонними.

Односторонние бордюры

Устанавливаются на участках, где необходимо обозначить границу покрытий с разными перепадами по высоте. Например, для отделения газона от дорожки, обозначения островка безопасности.

Односторонний бордюр.

Применение одностороннего бордюра.

Двухсторонние бордюры

Установка бордюра этого вида позволяет визуально разделить зоны с разным покрытием одинаковой, или примерно одинаковой высоты. Примером такого разделения может служить граница между тротуаром и газоном.

Двухсторонний бордюр.

Применение двухстороннего бордюра.

Цвета бетонного бордюра для дорожек

Вибропрессованные бордюрные камни могут иметь различное цветовое оформление. При этом цвет материала сохраняется независимо от срока эксплуатации. Наибольшей популярностью пользуются серые, красные и коричневые заготовки.

Оформляя садовую дорожку или площадку, необходимо учитывать, что цвет границы может гармонировать с дорожкой или контрастировать с цветовой палитрой тротуарной плитки.  

Обычный серый бордюр можно окрасить с помощью атмосферостойкой фасадной краски. Но повторять эту процедуру необходимо каждый год или раз в два года, поэтому лучше заранее продумать и выбрать необходимый цвет.

Возможные цвета:

  • белый;
  • желтый;
  • светлый серый;
  • серый стандартный;
  • красный;
  • коричневый.

 Красный.

 Коричневый.

 Желтый.

 Белый.

Серый стандартный. 

 Серый.

Размеры бордюра для тротуарных дорожек

Длина Высота Ширина
500 200 40,60,80

Достоинства бетонных бордюров:

  • Самый прочный и доступный строительный материал.
  • Стойкость к резким перепадам температур и другим атмосферным воздействиям.

Недостатки бетонных бордюров:  

  • Необходимость предварительной подготовки основания для установки.
  • Материал больше подходит для оформления прямых дорожек, для криволинейных объектов необходимо выполнять большое количество подрезки.

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра

Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

  • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
  • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
  • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
  • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
  • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)

Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть. Устройство бетонной подушки.  Как приготовить раствор для установки бордюров?  1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды

Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня. Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня.  Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром

Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни. «Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом: «…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

«Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора …

Что такое бордюрный камень

Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

Бортовой камень бывает пяти видов:

  1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
  2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
  3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
  4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
  5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

Также он применяется для водоотвода.

Основные характеристики

Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

  1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
  2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
  3. Повышенная прочность и износостойкость;
  4. Долговечность;
  5. Нескользящее покрытие;
  6. Выбор цветов, форм и размеров.

Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

  • С повышенной отдачей тепла;
  • Устойчивый к высокой влажности;
  • Состав, который быстро твердеет;
  • Пластифицированный;
  • Устойчив к воздействию различных химических веществ;
  • Средней временной отрезок застывания.

Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

Срок службы и размеры

Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

2.1. Общие положения

2.1.1. Настоящий регламент
распространяется на устройство земляного полотна под отмостки, тротуары,
площадки, дороги, размеры которых устанавливаются проектом.

2.1.2. Регламент составлен на
основе требований СНиП 3.02.01-87
«Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 3.01.01-85 «Организация
строительного производства», СНиП III-4-80* «Техника
безопасности в строительстве», СНиП III-40-80* «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки
работ», ВСН
52-96 «Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и
при устройстве подземных инженерных сетей».

2.1.3. Регламент предназначен
для устройства земляного полотна как в выемках, так и в насыпях.

2.1.4. Возведение земляного полотна
отмосток, тротуаров, площадок, дорог должно осуществляться одновременно между
красными линиями застройки.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

Виды дорожных бордюров

Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:

  • колотый;
  • пиленый;
  • обожженный;
  • полированный.

Бортовой камень выпускается в следующих видах:

  1. Дорожный.

    Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.

  2. Магистральный.

    Применяется при прокладке автомобильных дорог.

  3. Тротуарный.

    Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.

  4. Садовый.

    Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:

  1. Поребрик.

    Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.

  2. Газонный блок.

    Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.

  3. Бортовой камень со скошенной стороной.

    Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.

  4. Бордюр радиусной формы.

    С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.


Бордюр радиусной формы


Газонный блок


Бортовой камень со скошенной стороной Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:

  1. Вибропрессованные.

    Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.

  2. Железобетонные.

    Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.

  3. Гранитные.

    Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.

Заполнение швов цементным раствором

Швы на стыках камней заполняют цементным раствором состава 1:2 из
цемента марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на
месте работ.

Швы заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После
того, как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы. Готовый
шов укрывают полиэтиленовой пленкой.

Через 30-42 м устраивают шов расширения, в который вставляют
строганую обрезанную по профилю бортового камня доску толщиной 15-20 мм.

Монтажные петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают
книзу.

Пазухи земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают
грунтом при помощи автогрейдера и уплотняют деревянной трамбовкой. Пазухи между
бортовыми камнями и бетонным покрытием заполняют цементным раствором, а между
бортовыми камнями и асфальтобетонными покрытиями — асфальтобетонной смесью.

2.2. Контролируемые параметры и средства контроля

№ № п. п.

Контролируемые параметры

Величина допустимых отклонений

Порядок контроля

Метод контроля

1.

Отклонение отметок дна выемки от проектных при
разработке грунта экскаваторами, бульдозерами, скреперами

± 5 см

Измерительный. На каждые 100 м

Техническое нивелирование. Рулетки измерительные

2.

Высотные отметки продольного профиля

± 5 см

Измерительный. На каждые 100 м

Техническое нивелирование. Рулетки измерительные

3.

Сужение земляного полотна между осью дороги и
бровкой

± 10 см

Измерительный. Промеры не менее, чем в грех точках поперечника
на каждые 50 м

Рулетки измерительные

4.

Увеличение крутизны откосов

± 10 %

Измерительный. Промеры не менее, чем в поперечниках
на каждые 50 м

Шаблоны или геодезические инструменты

5.

Толщина слоя растительного грунта

± 20 %

Промеры через 50 м

Стальной метр

6.

Толщина слоя укрепления откосов и обочин земляного
полотна

± 10 %

Промеры через 50 м

Стальной метр

7.

Уменьшение от требуемого коэффициента уплотнения (Купл
) по абсолютной величине (не более, чем у 10 % образцов)

— 0,04

Отбор проб плотности грунта должен производиться в
шахматном порядке через каждые 50 м отсыпаемого слоя по оси дороги и в 1,5 —
2,0 м от бровки земляного полотна (ширина отсыпаемого слоя до 20 м), а также
в промежутках между ними (ширина отсыпаемого слоя до 20 м)

Лабораторные испытания

8.

Разница между значениями «К» по длине поперечного
сечения слоя земляного полотна

0,02

Отбор проб плотности грунта должен производиться в шахматном
порядке через каждые 50 м отсыпаемого слоя по оси дороги и в 1,5 — 2,0 м от
бровки земляного полотна (ширина отсыпаемого слоя до 20 м), а также в
промежутках между ними (ширина отсыпаемого слоя до 20 м)

Лабораторные испытания

9.

Ровность поверхности земляного полотна

10 мм

Измерительный. Соответствие ровности поверхности
проекту допускается просвет под 3-х метровой рейкой 10 мм.

Металлическая рейка

10.

Определение вида и качества грунта для возведения
насыпи

Лабораторные испытания. Основные характеристики:
плотность, пластичность, зерновой состав, влажность, содержание органических
веществ, содержание водорастворимых веществ, коэффициент фильтрации.

11.

Коэффициент уплотнения грунта земляного полотна
следует назначать по таблице

4.2. Контролируемые параметры и средства контроля

№ № п. п.

Контролируемые параметры

Величина допустимых отклонений

Порядок контроля

Метод контроля

1.

Толщина слоя песчаного основания

± 1,0 см

Через 20 п.м.

Стальной метр

2.

Уменьшение от требуемого коэффициента уплотнения по
абсолютной величине для земляного полотна и песчаного подстилающего слоя

0,01

Через 20 п.м.

Плотномер ДПУ «Кондор»

3.

Толщина слоя сухой цементно-песчаной смеси

± 1,0 см

Через 20 п.м.

Стальной метр

4.

Соответствие проекту высотных отметок рельс-форм

± 1,0 см

Через 50 п.м.

Нивелир

5.

Прочность плит покрытия должна соответствовать
проекту

10 %

Каждая 10 доставленная плита

Эталонный молоток «МЭ-1»

6.

Отклонение ширины, высоты и длины плит покрытия
дороги от проектной

± 5 мм

Каждая 10 доставленная плита

Стальной метр

7.

Уступы в швах смежных плит

2 мм

Через 20 п.м. по ширине или длине покрытия

Металлическая рейка

8.

Соответствие ширины дороги между бордюрными камнями
проекту

± 5 см

Через 20 п.м.

Металлическая рулетка, шаблоны

9.

Высота бордюрного камня над покрытием должна соответствовать
проекту

± 1 см

Через 20 п.м.

Шаблон, металлический метр

10.

Поперечный уклон покрытия из сборных дорожных
конструкций должен находиться в пределах 1 % — 3 %

0,3 %

Через 20 п.м.

Уровень, рейка

11.

Ширина шва и качество их заделки между плитами
покрытия дороги должна соответствовать проекту

+ 0,5 см

Каждый шов

Шаблон

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

  • Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.

Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.

Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.

Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.

Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках

, нарекания вызывают такие нюансы:

  • Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.

Материал хорошо горит.

Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28

сантиметров, толщина:0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см

. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector